Пределы энтузиазма

Feb 08, 2011 11:58

В следующих трех ситуациях от граждан можно ожидать стихийного, органичного проявления общественной активности:

1) Локальная солидарность (соседи, муниципалитет)

2) Социально-профессиональная солидарность (профсоюз, гильдия, сословие)

3) Хоббийная солидарность (фанаты, клубы, секты)

В этих трех случаях люди, в ответ на определенный вызов, могут договариваться и организовываться стихийно, «без посредников». У них налицо конкретный общий интерес. Все понимают, что этот интерес одинаков у всех. Все получают бонус, если протест завершился успехом. Отсюда - взаимное доверие и вовлеченность. Здесь можно ожидать посильного участия от любого заинтересованного человека, а не только от политического активиста, публициста, правозащитника. На практике мы видим, что при всей гражданской пассивности, протестные акции по трем указанным направлениям в России отнюдь не редки и часто - успешны.

В более сложных случаях, когда объединяются более масштабные и многообразные сообщества, для солидарного действия требуются дополнительные условия. Нужен организатор (структура, лидер) и высокая степень доверия к этому организатору. Если люди, в отсутствие достойного доверия лидера или организации, не спешат вливаться в «большой протест», то это не потому, что они - «тупое инертное быдло», а наоборот, потому что хомо сапиенсы. Вкладывать свою энергию в «движуху», лидеры которой не пользуются доверием, это все равно что относить деньги в МММ. Исключение - когда речь идет об общем враге, который всех настолько достал, что люди готовы избавиться от него любой ценой (как в Египте).

Общая беда наших оппозиционных партий и тусовок - они плохо представляют себе мотивацию человека, у которого политика не является «зоной непосредственного интереса». А ведь для большинства людей личное участие в политике - это стресс, насилие над собой, отвлечение времени и энергии от более насущных и интересных дел. Политик, который зовет таких людей «на бой», даже по самому благому поводу, - это для них лишь «очередной Мавроди от политики». Чтобы партии завоевать доверие людей, нужно вписаться в те виды органичного протеста по конкретным поводам, которые перечислены выше.

При этом вписаться надо не один раз, чтобы потом распиарить его на всю страну («Химкинский лес»), а по каждому локальному сообществу, чье доверие необходимо завоевать. К примеру, если НДА вписался в защиту интересов ритейлеров («чаепития»), то они могут рассчитывать на поддержку именно и только ритейлеров, но не учителей, врачей, инженеров и т.п. Если НДА проигнорировал недавние протесты учителей и беременных работниц, а также точит зуб на пенсионеров, то со стороны последних поддержка НДА была бы величайшей глупостью. А если кто-то хочет организовать «Партию Регионов» - значит, ему должно быть дело до всех активистов, защищающих муниципальные интересы граждан.

В отсутствие доступа к массовым СМИ, большая политическая сила может завоевать доверие, только если «тысячью щупалец» будет работать на уровне защиты муниципальных, профессиональных и хоббийных интересов своих потенциальных сторонников. Только на этом уровне люди могут оценить ее работу невооруженным глазом и проникнуться доверием. Если нет щупалец - их нужно отращивать, или попытаться «прирастить» уже готовые в лице уже имеющихся активистов.

социум, самоорганизация, регионализм

Previous post Next post
Up