Моя полемика с националистами, обвиняющими русских в «быдлячестве», «моральном вырождении» и т.п. - это не есть какая-то «война с врагами-русофобами», а коррекция перекосов в рамках референтной группы «свои». Национальные активисты, наблюдая, что русские, в плане защиты своих жизненных интересов, в массе ведут себя на порядок неуспешнее, чем любой другой народ планеты Земля, необдуманно делают вывод о морально-нравственных первопричинах этого сбоя, о неполноценности нашего народа, чуть ли не о первородном грехе. Тем самым - уподобляясь «фофудье», которую многие из них сами же и критикуют.
Это обычная «достоевщина», когда человек, встав перед проблемой, требующей рационального практического решения, пытается «разобраться» с ней путем морально-нравственного самокопания и самобичевания. В стиле: «Меня хулиганы в школе обижают, значит, я какой-то неправильный. Надо перед Господом покаяться!» - Да, «неправильный»: мышцы подкачай и в бойцовскую секцию запишись, и сразу станешь «самым правильным пацаном» в классе. Проблемы русского народа как раз и связаны с тем, что у него некоторые важные «мышцы» «не накачаны» и отсутствуют «бойцовские навыки», - только не в физическом плане, а в плане социальных отношений и солидарного поведения. И здесь нужно не каяться, а «качаться», долго и упорно.
У русских сегодня есть две настоящих проблемы:
1) Мировоззренческая дезориентация. Эта проблема решается достаточно легко путем пропаганды простых и здравых идей национальной солидарности, национальной демократии, национальной интеллократии, и для этой пропаганды прекрасно подходит в том числе и ЖЖ.
2) Отсутствие эффективных навыков солидарного поведения. Эта проблема быстро вообще не решается. Здесь нужна долговременная практика, из поколения в поколение. Одного желания тут мало.
Все остальные проблемы, на которые указывают «воспитатели народа», на самом деле вторичны, вытекают из первых двух.
Вот, к примеру, распространенность в России асоциального поведения, когда человек бессмысленно гадит, хамит, мешает своим ближним. Если в обществе развиты навыки солидарного поведения, то за таким поведением следует быстрый укорот, поэтому склонные к нему люди держат себя в руках, стараются не расслабляться. И так из поколения в поколение. Вот мы и получаем «чистенькую Европу», где «все друг другу вежливо улыбаются».
Другой пример - склонность русских к алкогольному «досугу» (хотя с советских времен ситуация значительно улучшилась). Если человек дезориентирован и не чувствует моральной поддержки солидарного сообщества, если ощущает себя одиночкой и представителем приниженного народа, то у него естественно повышается склонность к депрессии и к «лечению» этой депрессии спиртным. «Сообразить на троих» или «сходить за клинским» - это протезирование недостающей групповой солидарности. Русские таким образом создают себе временную иллюзию солидарного сообщества.
Итак, корень русских проблем - не «моральное вырождение и нутряная неполноценность», а отсутствие важных социальных навыков, что надо исправлять «упражнением и тренировкой», а не призывами к «разрусению» и разделению на 7 республик. Причем важный аспект этой «тренировки» - выработка уверенности в своих силах, осознание идеи, что все в этой стране должно принадлежать русским без каких-либо предусловий и оговорок. Не потому, что «станем лучше других, исправимся», а потому, что это наше наследство, наше по праву. Задача - не заслужить «пряник» хорошим поведением, а отобрать его назад, отодвинув тех, кто стоит на пути. Необходимой для этого уверенности в своем праве «обличители и самокопатели» отнюдь не способствуют.
Из чего строится солидарное поведение? Прежде всего, это понятный для всех принцип распределения усилий и бонусов, основанный на взаимном доверии. Люди от природы делятся на заводил, активистов - и группу поддержки.
1) Лидеры должны быть уверены в том, что группа их вознаградит за активность и риск хотя бы уважением и признанием. («Ребята в школе не обижают моего сына, говорят, у тебя папка крутой, мамонта для всей деревни забил»)
2) Группа в целом должна быть уверена в том, что лидеры ее не «кинут» и хотя бы часть добытых в ходе борьбы бонусов отдадут группе. («Каждый загонщик получит 20 кг вырезки из туши мамонта»)
3) Каждый член группы (не только лидер) должен быть уверен в том, что остальная группа его не оставит, если он окажется «крайним». За него вступится и лидер, и группа в целом, даже если он - самый слабый и никчемный член группы. («Если подверну на охоте ногу - друзья донесут до дома»)
В отсутствие взаимного доверия и привычки к солидарному поведению рациональной становится стратегия «каждый за себя» («не пойду на мамонта, а лучше пару крыс палкой пришибу и съем»). Изменить ситуацию говорением правильных слов не получится - нужна привычка и упражнение с юных лет. А с этим плохо, потому что русские родители в этом так же неопытны, как и дети. Не случайно Галковский так загорелся идей командных сетевых компьютерных игр (MMORPG). Там происходит «протезирование» солидарного поведения, причем, в отличие от водки, приводящее к воспитанию практических навыков. За неимением лучшего, для самых маленьких и это сгодится как тренажер. Для взрослых таким тренажером может стать муниципальная деятельность, локальная протестная активность, любые «малые дела», совершаемые коллективно.