Странным образом, среди профессиональных фотографов и фотохудожников
до сих пор процветает культ черно-белой фотографии. В чем причина?
В том, что «цвет - это вульгарно»? Но древние греки - признанные учителя вкуса - не стеснялись раскрашивать даже мраморные статуи. Ужели нам, инвалидам века телевидения, состязаться с эллинами в верхоплюйстве? Думается, профессиональная спесь - причина не единственная и даже не главная.
Вспомним, что цветовое зрение у млекопитающих - феномен довольно новый, и в полной мере развился только у приматов. Даже обезьянам в этом плане трудно состязаться с насекомыми, которые видят ультрафиолет и различают поляризацию света, и с птицами, которые
способны видеть воочию даже линии магнитного поля.
На определенном этапе своей эволюции млекопитающие утратили древнее («рептильное») цветовое зрение. Десятки миллионов лет оно им было не нужно в их норно-подземном и сумеречном существовании. - Именно в ту эпоху, когда формировался сложный мозг и закладывались основы психики млекопитающих.
Что из этого следует? Черно-белый формат изображения должен быть тесно связан с наиболее древними, архаичными структурами мозга млекопитающих. Если существует «генетическая память», сохраняющая в мозге картинки со времен динозавров, то она должна быть черно-белой. Вероятно, черно-белая картина мира воскрешает образы, запечатленные в структуре мозга наших предков - маленьких крысоподобных зверьков. Она извлекает из глубин сознания если не память, то «эмоциональную матрицу» тех далеких времен, когда мир выглядел совсем иным, - чудесным, страшным и непонятным. - Из ночного тумана выплывают тени гигантских рептилий. Они спят. Сверху, сквозь дымку и ветви деревьев едва пробивается свет Луны. Издали слышатся вскрики неведомых созданий. Все вокруг - таит опасность, и одновременно - возбуждает любопытство. Маленький зверек начинает рискованное путешествие по мезозойскому парку. Жаль, что фотоаппарата у него тогда не оказалось. Даже черно-белого.