В Средневековье были чрезвычайно популярны монструозные создания, гибриды людей и зверей, которые украшали поля книг, населяли романские монастыри, привлекая своей чудовищной красотой монструозности. Оттуда, кстати, и ноги Босха растут.
Во Франции антиклерикальная карикатура была традиционна в 19-20 веках, однако корни этого находятся в Средневековье.
Маргиналии - сценки, населяющие поля множества средневековых манускриптов 13-14 столетия. Термин «маргинал» как «что-то лишнее, выбивающееся из общего русла» перекочевал в социологию.
Соединение сакральных сюжетов в центре и профанирующие их, снижающие, а иногда и откровенно пародирующие сценки или фигурки по краям - это характернейшая черта мира маргиналий.
Верующим и детям заходить под кат не рекомендуется!
Вот мы видим Благовещение, а на полях творится какое-то безобразие:
В пространстве одного и того же листа сосуществуют два мира, которые, кажется друг с другом никак не связанные: мир церковных истин, если это церковная рукопись с сакральными сюжетами, и «мир художественного бессознательного» (как писали, увлеченные фрейдизмом искусствоведы).
Версии смысла маргиналий таковы:
- Ничего не значащее украшение листа, никак не связанное ни с текстом, ни с «основным» изображением;
- Дидактические или аллегорические образы, представляющие фигуры зла, от которого читателям / зрителям следовало беречься.
- Пространство свободы средневекового мастера, в котором прорываются подавленные эмоции и запретные сюжеты.
- Вторжение в пространство книги «низовой», «народной» культуры с ее «перевернутым миром», гротеском и пародией на «серьезную» культуру верхов.
Например, изображение монахини, кормящей обезьяну, отсылает нас к сюжету мадонны, кормящей младенца. Младенец - порождение блуда. Вообще же, обезьяны - одни из частых хозяев полей готических манускриптов. Обезьяна - мир пародии, подражания, дьявол - это обезьяна Бога.
Любуемся на обезьян:
Слева, я думаю, обезьяна-монах.
Вообще же, т.с. анальная фиксация очень популярна в маргиналиях, а так же обнажение гениталий и сексуальные сцены.
Всевозможные испражняющиеся персонажи:
Аналогичные изображения мы встречаем не только в пространстве книг, но и в пространстве средневековых храмов и число таких сюжетов, парадирующих нравы духовенства и появляющиеся внутри самого церковного пространства, мы можем найти довольно много.
Есть версия, что фигурки выполняли защитную функцию, служили амулетами. Греховная в другом контексте нагота, здесь оказывается силой, предназначенной, чтобы защитить пространство храма или монастыря от демонических сил.
Среди всех этих антропоморфных и зооморфных существ, довольно большую долю занимают откровенные сексуальные мотивы. Иногда выполнявшие строгую моралистическую функцию, обличавшую грехи плоти, а есть огромное количество примеров, когда этот контекст либо не однозначен, либо его вообще не существует.
Похождения монахини:
Можно встретить совокупляющихся животных:
Вот еще безобразия, не отличающиеся особым разнообразием сюжетов:
,
Персонаж справа вызывает некоторые ассоциации.
Традиция обличения нравов духовенства через радикальное снижение, через подчеркивание сексуальных мотивов, всевозможных сексуальных безобразий, творящихся в монастырях, для средневековья было чрезвычайно значимо.
По митре на голове персонажа можно догадаться, что имеется в виду епископ.
Опять обезьяна, теперь в роли епископа.
Вот такие странные существа.
Проповедует какой-то улитке.
С одной стороны мы склонны приписывать всем этим мотивам, всем этим гибридам, сексуальным сценкам, монахиням, собирающим фаллосы, какой-то комический характер. Многие из этих фигурок, будучи обличительными, будучи пародийными и действительно обличая нравы духовенства и его недозволенную сексуальность, вовсе не были смешными. И вот этот наш взгляд и взгляд средневековый на то, что является смешным, а что не является и что, главное, является дозволенным в пространстве храма и в пространстве, связанном с сакральными сюжетами изображения, очень разнятся. В 15-17 веках церковь начинает охоту за этими изображениями. То, что в Средневековье было возможно и вполне себе благочестиво, начинает вычищаться, эти фигурки начинают сбивать. В декоре книг 15-16 века - ничего подобного в них представить невозможно. Вводится цензура.
Многие изображения были зарисованы.
Здесь у существа в головном уборе, напоминающем митру, замазан фаллос, заканчивающийся рукой с жестом благословения.
Тут мы видим пририсованную юбочку.
Очень распространенная типологически аллюзия на содомский грех.
Подобные сексуальные мотивы можно увидеть и в знаках пилигримов.
Знаки пилигримов (Gitterguesse) - отлитые из олова ажурные привески. Эти амулеты паломники брали с собой в свои путешествия. Наряду с геральдическими значками в Англии и Франции XII века впервые начинается массовый выпуск «пилигримных» значков. Церковь налаживает производство оловянных и свинцовых значков, которые паломники носят на шее, порою собирая из них целые колье. Наряду с изображениями святых, встречаются и знаки со сценами коитуса, изображения фаллоса и вульвы. Подобные знаки свидетельствуют о сохраняющейся до-христианской традиции, в частности традиции "исцелительных" вотивов.
Напоследок Шила-на-гиг (англ. Sheela na Gig) - скульптурные изображения обнажённых женщин, растягивающих вульву. Их можно обнаружить на церквях, замках, нормандских башнях и других строениях эпохи Средневековья на территории всей Западной Европы, а также Чехии и Словакии. Однако наибольшее количество Шила-на-гиг находится в Ирландии (более 100) и Британии.
Предполагается, что фигуры Шила-на-гиг призваны отпугивать злых духов аналогично гаргульям. Есть и другие версии предназначения этих изображений.
PS:
В написании поста использована лекция
Михаила Майзульса "Ничего святого? (Анти)сакральная пародия в средневековых рукописях." (Я так умно писать не умею).
А также гугл мне в помощь.