Итак, вот и завершился Фестиваль Современной Пьесы в Челябинске. Это случилось во только что - показом довольно свежей постановки спектакля челябинского театра «Бабы». И я на нем был. И ничего там не пил. А чего после всего этого думаю, прямо сейчас все совершенно честно и расскажу.
Таким манером мы начинаем вот что: «С…ную Театральную Критику» по поводу спектакля:
«Жертва» Александр Молчанов
(заурядная монодрама)
Мастерская новой пьесы «Бабы» (г. Челябинск)
Режиссер: Елена Калужских
Актриса: Наталья Сколова
7 декабря 2011 г.
Малая сцена Челябинского драматического театра им. Наума Орлова
200 р. (все свои честно заработанные двести рублей отдал за этот билет)
Традиционно, вначале поговорим о Королевских Ожиданиях.
О «Бабах» я был наслышан и ждал чего-нибудь очень хорошего и даже замечательного. Не знаю, с какого перепугу я решил, что этот спектакль по пьесе «Убийца» Александра Молачнова, однако, и минуты до 10-й спектакля Ваш Непокорный Королевич все ждал, когда начнется привычное действо. Но я сильно ошибался. Оказывается, это его новая пьеса, причем написанная чуть ли не специально для «Баб». А, кроме того, этот театр пока обладает эксклюзивными правами на ее постановку. Это типа как бы круто, должно быть. Но вот если бы не один момент -
спектакль мне не понравился. Совсем.
Начнем с того, что это моноспектакль - штука по определению очень сложная, где чертовски важен как сам материал, так и актерская игра. Обычно выезжают именно на материале. Ярчайшим примером тому является «Наташина мечта» Ярославы Пулинович. Кто бы ни взялся за нее - главное выучить текст и выйти на сцену вначале в поношенном спортивном костюме, а после - в нарядном платье. И все, спектакль многих заденет, многих затронет, многих пощупает и прочая и прочая. Но там заслуга Ярославы, на все 100%. А если Наташу играет интересная актриса, то это просто праздник какой-то. Здесь уже заслуга и Ярославы, и театра/актрисы/режиссера. Кстати, это редкое явление, когда наш театр «режиссерский» по большому счету уступает место театру «драматургическому».
Но вернемся к нашим «Бабам». У них задача оказалось кратно сложнее, нежели у всех постановщиков упомянутой «Наташиной мечты». Здесь текст ниразу не самоиграбельный. Ни капли. Здесь все ложится на плечи режиссера и актрисы: нужно придумать массу всяких фишек, либо пару удачных ходов, но пронизывающих все действо (а лучше - и то и другое), и выстроить все до мелочей для актрисы. Здесь ей никак нельзя играть самой. Все должно быть от режиссера. Но, в случае с «бабами» все получилось иначе.
Как мне кажется, на самом деле вообще ничего не получилось. Хорошая, действительно интересная актриса играет что-то… Не знаю, лично у меня создалось впечатление, что это спектакль очень устаревший. Я бы не удивился, если обнаружил его в репертуаре ОблДрамТеатра, причем поставленный в начале 2000-х. Но это «Мастерская новой пьесы» и ее «премьерный спектакль»!
В чем тут дело? Ну, как водится, во всем виноват режиссер. Актриса честно выполняет свою работу, входит в заданное состояние и проживает его, обмахивается от вдруг откуда-то взявшейся духоты (чем обоснована духота, текстом? да где там!), снимает под столом колготки и роняет их на пол, а после, так смущаясь, убирает в пакет; далее, стоя за школьной доской (зрителям видны лишь ноги ниже колен), разыгрывает какую-то сценку, что, верно, должно показаться смешным, или показывает на экране телефона фотографию одного из «Песняров», и… все, больше я вообще ничего не помню. В остальное время я или скучал, или спал. Спал много, возможно, даже громко. Помню, как-то очень шумно уронил программку (которую мне не хотели давать в фойе сотрудницы театра, обосновывая это тем, что программка выдается бесплатно, но только одна на двоих, а я пришел в театр один; но на мой вопрос: «Вам че, денег надо дать?», программку все-таки оторвали от сердца и водрузили в Руки Королевские), а после и сам чуть не упал во сне между рядами или на режиссера Ланцова, сидевшего по соседству.
Чтобы понять, чего это за спектакль, более чем достаточно посмотреть нижерасположенный видеоролик (да, и имейте в виду, в спектакле вообще нет музыки, лишь три мелодии, которые актриса включает на телефоне - тоже такой привет из начала двухтысячных, по-моему):
Сюжет на местном ТВ о премьере, где есть и сцены из спектакля, и слова актрисы, и слова режиссера (ЕСЛИ РОЛИК НЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ В ЖЖ, ТО НАЖИМАЕМ ЭТУ ССЫЛКУ) Вот точно так все там и есть. Думаю, фанатам театра «Манекен» это понравится, причем очень сильно. Заранее рад за них.
Кроме того, охотно допускаю, что и критикам, особенно «золотомасочным», это также приглянется, и в следующем году они обязательно включат «Жертву» в число номинантов этой псевдо-премии.
Но лично Мое Королевское Мнение заключается в том, что здесь ровным счетом ничего не случилось.
А у меня не получилось и знакомства с театром «Бабы». Но повторю, что сама актриса Наталья Сколова мне показалась очень интересной. О режиссере Елене Калужских пока вообще ничего не могу сказать, ибо слишком много чего хорошего прочел о ней, чтобы по одному спектаклю (да еще такому) формировать какое-то мнение. Буду работать на своей новой работе, копить денюжку, откладывать, и покупать билеты на «Баб», отсматривать их репертуар, понимать чего и как.
О Фестивале в целом напишу позже.
______ ______ ______ ______ ______ ______ ______
Читать:
Околотеатральные и околокультурные заметки Королевича в Информационном агентстве «В нашем дворе»Смотреть:
«Театральная Стена Крутости (Королевская) 2011-2012Скачать:
«Крещендо без Бэлзы» Королевич Никита