Души такие, что светлее просто некуда (в НХТ)

Apr 10, 2012 21:54

Наконец-то, наконец-то руки Королевские добрались до очень важного и полюбившегося мне дела - до «С…ной Театральной Критики» по спектаклям местного Нового Художественного Театра.

И вот что это за дела:




(начало сцены «Срезал»)

«Светлые души. Часть 1 и 2»
Сценическая фантазия по рассказам В.М. Шукшина
Новый Художественный Театр (г. Челябинск)

Режиссер-постановщик - Евгений Гельфонд
Художник-постановщик - Вячеслав Харюшин
Режиссер по пластике - Ксения Петренко

Премьера - не знаю когда.
Королевский Просмотр: 27 и 30 марта 2012 г.
Билеты - по 100 р. на часть, программки бесплатно, буфет не работал.

Вначале не о Королевских Ожиданиях, а о конструкции спектакля.

По идее, она очень сильно напоминает «Бесов» от того же НХТ : это набор отдельных сцен, связанных воедино автором, местом действия, временем и… нравами, если хотите. В «Бесах» то были «сценические опыты», а здесь «сценическая фантазия». Ну, и если в случае с Достоевским три части спектакля с массой сцен состояли из одного произведения, то в случае с Шукшиным получилось наоборот - из нескольких рассказов своего любимого автора Евгений Гельфонд сложил единый спектакль. В итоге получилось два полноценных спектакля (1 и 2 части: 7 сцен в первой, и 6 - во второй), где максимально подробно и вкусно представлен Василий Шукшин.

А вот теперь настала пора Королевских Ожиданий.

Это был тот редкий случай, когда я не знал материал. Вот как-то не сложилось у меня с творчеством Василия Макаровича. Не знаю почему. Просто не читал и пока не хочу. Отдельные моменты (рассказы), конечно, знаю, но вот так чтобы сразу и что называется слету узнавать реализованный на сцене материал - этого и близко нет. В итоге я, как и любой другой живой человек-зритель, следил как за работой актеров/режиссера, так и за сюжетом отдельных сцен, что отвлекает, не дает полноценно оценить эту самую работу и т.д. и т.п. Вместе с тем, это мое отвлечение на материал было минимальным, ибо увлечь и обворожить шукшинскими рассказами меня нельзя. Ну, как-то это не мое. Там, при желании, конечно можно много всего найти (и глубина, и смыслы, и отражение всего народа в целом и каждого «гражданина» по отдельности, в том числе Себя Любимого), но это как-то не хочется делать - то бишь искать. Вот в Достоевском - да, там копаться хочется и можется, причем часами, ночами, днями, неделями и годами. А здесь - нет. Совсем.

Как результат - у театра задача лишь усложнилась, ибо ему нужно было заинтересовать незнакомым и заведомо не очень интересным текстом меня - Зрителя (с большой буквы), который честно заплатил честно заработанные честно свои честно сто честно рублей за свой билет входной, который проложил мне путь в центр первого ряда.




(сия табличка сопровождалась словами актера Петра Оликера: «Десять минут!»)

И вот что получилось. А получилось, надо сказать, все. И дальше у меня нет абсолютно никакого желания подробно разбирать этот спектакль, ибо… мне там понравилось все. А чего же боле?!

Те, кто меня читают не первый год, прекрасно знают Королевскую Сущность - я легко и очень сильно увлекаюсь чем-либо и кем-либо, потом, правда, зачастую разочаровываюсь этим, но последнее - вовсе не обязательно. Я сам эту свою черту знаю лучше других, и вместе с тем ничего не могу, да и не хочу с собой поделать в этом плане. Почему я должен сдерживать себя и не говорить то, что думаю, тем более в своем ЖЖ?! Так что вот так вот:

Дилогия «Светлые души» от НХТ окончательно убедила меня в том, что это именно мой театр. Я давно, не знаю почему, но именно задолго до личного знакомства с сим театром подозревал, что это может быть интересно. Но теперь, проживая в Челябинске уже как шестой месяц к ряду, и более или менее активно (насколько позволяют скромные средства) посещая спектакли местных театров (не бывал разве что в ОблДрамТеатре, ибо… ну, вы меня понимаете), я примерно разобрался, что из себя представляет каждый из них. И вот НХТ совершенно точно представляет собой настоящий, самобытный, живой, вкусный и очень-очень-очень интересный театр.

У каждого театра есть какой-то свой дух, своя атмосфера, близкие ему темы, какая-то внутренняя идеология, способы взаимодействия со зрителем и прочая и прочая. И вот насколько можно понять все это, общаясь с театром только с места в зрительном зале во время его спектаклей, НХТ очень близок мне по всем этим параметрам. Не знаю что там глубже, но вот на этом более чем достаточном для зрителя уровне знакомства - все очень хорошо и даже замечательно.

Именно по этому «Светлые души» прошли у меня так легко, так приятно и оказались мне столь близки. Сам материал ни за что не заинтересовал бы меня собой настолько, как это удалось сделать НХТ посредством его воплощения на сцене. Это были живые, настоящие мужички, бабы, их отношения, шутки, песни, песни, песни. Театр должен быть музыкальным - только так он легко входит в зрителя, как по маслу. И эта фишка пения актеров, которая, судя по всему, является фирменной у режиссера Евгения Гельфонда, чертовски хороша. Так и надо. Тем более что у артистов это хорошо получается.

Но самая главная ценность сего театра - его труппа. Вот в чем весь секрет и козырь, или, если хотите, крап этого театра. Выиграть наверняка можно лишь краплеными картами, так и здесь - наверняка поставить интересный и живой спектакль можно только с хорошей труппой. Причем дело здесь не только в конкретном режиссере. Опыт постановки эскиза спектакля о «Ксении Петербургской» с Тимуром Насировым наглядно показал, что труппа способна выдавать отличный результат работая и с другими режиссерами - а это непременное условие успеха и вообще профессиональной пригодности любого современного театра.

Признаюсь, пока я не знаю истории НХТ, откуда эти актеры, кто их взрастил и т.д., и пока могу лишь констатировать, что в данный момент, работая с данным художественным руководителем, труппа НХТ - лучшая в Челябинске и вообще редкостно хороша собой.

Возвращаясь к заглавному для сего поста спектаклю, можно сказать, что лучшего «Дня театра» в Челябинске трудно было себе представить, чем на знакомстве со «Светлыми душами» НХТ. Хотя, 1-ю часть - 27 марта они сыграли несколько напряженно. Не знаю с чем это было связано (может с тем, что в зрительном зале присутствовали чиновники, которые, верно, каким-то манером могут повлиять на финансирование театра - по крайней мере, такой вывод можно было сделать, если судить по шуточкам, которые они отпускали на эту тему, и которые было трудно не услышать сидя рядом с ними; как же я все-таки терпеть ненавижу чиновуш - гнилое племя, извечное для России это гнилое племя, смеяться над которым не устает художник сотни лет). Зато вот 30 марта 2-я часть «Светлых душ» была сыграна так легко и непринужденно, что Радости Королевской пределов не было совсем.




(роскошный оркестр, кстати - просто, а главное искренне, ну, и безусловно талантливо)

На «Театральной Стене Крутости (Королевской) 2011-2012 этот спектакль я поместил не очень высоко, ибо… не знаю почему. Все-таки материал победил меня, или… Через пару недель там снова будут давать «Светлые души». Если получится - схожу еще раз и... может и поднимем на «Стене Крутости» это дело повыше, где-нибудь к их же «Бесам». Там, верно, и напишу более по существу, а не так как сейчас - размазал на полторы тысячи слов и даже сам перечитывать сие не хочу.
______ ______ ______ ______ ______ ______ ______
«Театральная Стена Крутости (Королевская) 2011-2012
«Театральная афиша (Королевская) в Челябинске»

НХТ, Челябинск, театр, С...ная Театральная Критика

Previous post Next post
Up