Знаете, иногда происходят удивительные вещи. Какие-то взрывом-фейерверком врываются в жизнь, какие-то медленно исподтишка изменяют ее. Некоторые ждешь и предвкушаешь. Некоторые внезапны и непредсказуемы. Но почти всегда удивительные вещи приятны.
Такой неожиданностью для меня стало знакомство с фильмом "Овсянки", его продюсером Игорем Мишиным и исполнительницей умопомрачительной главной роли Юлией Ауг. Всё это волшебство произошло благодаря стараниям уважаемого
gavro_shik, которые не только балует нас удалыми блокбастерами, но и приобщает к высокому, светлому и вечному.
Ну а за компанию спасибо
cobakapavlova, без нее в кино ходить даже как-то не комильфо.
Отчего-то на русскоязычных ресурсах даже и постера нет отечественного... Вот же ж...
Преклонных лет директор провинциального целлюлозного комбината Мирон в компании с фотографом Аистом отправляется проводить в последний путь свою супругу Таню. Путешествие раскрывает героев с неожиданных сторон и приводит к единственно возможному финалу...
Кадры с
Кинопоиска Я очень не люблю фразы вроде: "Фильм заставляет задуматься..." или что-то типа того... Как-то это искусственно что ли. Настораживает перспектива общения с человеком, которого нужно заставлять задуматься. Да еще при помощи кино. Пугают меня такие перспективы. Не хочу никого заставлять что-то делать. И не хочу, чтобы заставляли что-то делать меня.
Но эта фраза непременно будет присутствовать в доброй половине обзоров/рецензий/впечатлений. Потому что иным образом объяснить феномен "Овсянок" сложно.
Я смотрю на это под несколько иным ракурсом. Для меня кино - это не обращение к разуму, а скорее наоборот, оружие эмоциональное. Попытка затронуть что-то на уровне души, чувств и пограничных состояний. Никуда не денешься, гораздо легче играть с простыми чувствами - страхом, смехом, симпатией, ненавистью... Сложные гаммы чувств вызывать много сложнее. Это не значит, что глубокие артхаусные картины однозначно лучше легкого развлекательного кино, нет! Они просто разные и действенны именно в определенный момент. Как лекарства. Народные средства и фармакологические достижения. Не всегда с уверенностью можно сказать, что именно поможет больному. Нужно угадать с дозировкой и длительностью курса. Нужно почувствовать. Хорошо, когда это удается.
Алексею Федорченко удалось. Совместно с Денисом Осокиным они создали поразительное полотно. Картину сколь цельную, столь и неуловимо расплывчатую. При всей натуральности и понятности ее не ухватить за края, не растащить на части. Со всей своей "русскостью" такая история могла произойти в Бангладеше, Марокко или Канаде. Герои, от которых не ждешь сверхспособностей, вдруг удивляют, но при этом остаются всё теми же понятными соседскими дядьками. Дикие для века айпэдов и фэйсбуков обычаи и обряды вполне органично вплетаются в жизнь, как нитки в волосы невесты...
Я уже говорил о восхитительной роли "невесты"? Это ведь действительно необычно - главная героиня за фильм не произносит ни слова, а фигурирует в основном в воспоминаниях своих мужчин. И тем не менее, Юлия своим закадровым присутствием двигает всю эту неспешную и неизбежную вереницу событий, людей, эпизодов...
Совершенно удивительную роль исполнил Юрий Цурило. Это настолько свой, настолько знакомый мужик с соседнего этажа, из соседнего отдела, да просто прохожий. И в то же время за его обыденной неказистой внешностью скрыт подлинный вулкан страстей, о котором можно лишь догадываться, да и то, только с чьей-то подсказки...
Аист-Сергеев, как и положено фотографу, выгодно оттеняет картинку. Выстраивает кадр отношений, фокусирует детали, открывающие героев с новой стороны, и даже переворачивает линзой представления о глубине эмоций невзрачной обыденной пары...
Четвертый главный герой - природа. Серость, дождливая слякоть, промозглость и осенний холод взрываются пламенем погребального костра, огнями большого города, воспоминаниями, не менее эмоционально, чем люди, рассказывая свою историю. Историю жизни и смерти целой народности, утрачивающей свою уникальность и разбазаривающей остатки самобытности. Всё это вызывает грусть и беспокойство, которые быстро убаюкиваются размеренным движением автомобиля по автостраде...
...Первым откликом на фильм была реплика из зала: "Медитативно"...
Именно так. "Овсянки" обволакивают ватой туманов и сумрака и водят где-то на границах между наши миром и миром "мери" - огнепоклонников и водопослушников. Может быть это и не совсем хорошо, но я на фильме отдохнул. Я взглянул совершенно иным взглядом на то, что дарит экран. Увидел нечто необычное, но значимое. Что-то едва уловимое, что-то, что нельзя запереть в клетку. Да и не нужно...
Как пресловутых овсянок...
Посмотрите это кино. Оно, как минимум, заслуживает быть увиденным. Не одобренным, не понятым, не оцененным... Это сделают и без нас.
Просто увиденным.
А еще одна удивительная вещь знаете какая? "Овсянки" совершенно невообразимым образом вернули мне веру в отечественное кино. Оказывается, можно показать российскую переферию без каннибалов и извращенцев. Оказывается, можно показать наготу так, что от женщины не будет разить продажностью и пошлостью. Оказывается, можно сделать главными героями мужчин далеких от идеалов красоты, но куда как более интересных, чем многочисленные бандюки/братки/менты. Оказывается родную природу, родную страну и ее жителей можно любить и восхищаться ими, а не только заливать говном бандитских разборок, ужасами советского прошлого и ложью беспробудного пьянства.
Надеюсь, что очистительным огнем на берегу реки мы начали крестовый поход против опостылевшей балабановшины, святомихалковщины и жопоголовости прочих вайсбергов. Пора уже... Удивительные вещи происходят. Точно вам говорю!..