Я тут, вроде бы, никогда не писала о путешествиях. Впрочем, это и не путешествие а так, поход в музей. И в... хм... церковь.
В прошлое воскресенье мне случилось посчастливилось отправиться в Москву с местной еврейской общиной - на экскурсию в Еврейский музей и центр толерантности. У меня, к сожалению, мало фоток музея, но могу сказать, что и снаружи, и внутри он выглядит очень современно, хотя находится в бывшем автобусном парке. У меня, кстати, это вызвало особый восторг, поскольку стены там из красного кирпича, местами с выбоинами, будто по ним кто-то стрелял во Вторую Мировую, или осколки попадали, а под крышей, ничуть не скрываясь, висят сложные железные констукции. Экскурсовод утверждал, что это чудо называется "конструктивизм".
Музей, вид снаружи
При всей своей рабоче-крестьянской краснокирпичности, музей напичкан новыми технологиями. Например, здесь есть большой экран, по которому носятся слова на иврите (или идише, вот тут я путаюсь), которые можно ловить пальцем и соединять с другими словами, получая расхожие выражения. Или стол, сервированный предметами. на прикосновения к которым реагирует монитор - реагирует и показывает, как евреи в Восточной Европе праздновали Шаббат. Или книга, которая вовсе не книга, а тач-скрин, позволяющий как перелистывать, так и нажимать на текст, вызывая на одной из страниц красивую анимацию о том, что говорится в данной главе. Есть даже интерактивный свиток Торы.
Музей, вид изнутри и сверху. Сразу бросается в глаза количество светящихся мониторов.
Нас разделили на две экскурсионные группы. "Взрослая" оказалась какой-то уж слишком взрослой, поэтому я выбрала "детскую", с молодым симпатичным гидом, обронившим что-то про Инстаграм. Сначала нам показали восьмиминутный ролик в 4D-кинотеатре, рассказывающий о том, как евреи "дошли до жизни такой" - то есть, как они рассеялись по миру - потом повели знакомить с жизнью тех, кто оказался в Восточной Европе.
У нас, то бишь, тогда ещё в Российской Империи, евреи жили в
Черте Осёдлости, как им было предписано указом Екатерины Второй в 1791 году. (Правда, как и где они жили до этого года, нам не рассказывали, и это теперь представляет для меня отдельный интерес). Поселения евреев назывались "штетлами" ("городками"), а для русских, не спикающих иврит и идиш - "местечками" (вроде как, от польского "място").
Типичные обитатели местечка в натуральную величину. Скульптуры в музее напечатаны на 3D-принтере.
Поскольку евреям было запрещено владеть землёй (кажется, это им вообще везде запрещали), всё, что им оставалось - не связанные с сельским хозяйством профессии. Конечно, многие из них были торговцами и ростовщиками, но и ремесленники из них получались прекрасные, и музыканты талантливые. У жителей местечек вообще-то не было возможности заниматься только финансовыми операциями, им приходилось осваивать всё новые и новые профессии, чтобы выжить в ограниченном пространстве, за пределы которого выйти было нельзя. Прокормиться, скажем, ремесленникам, было непросто, ибо приезжие, на которых прежде всего рассчитывали, как на покупателей, часто предлагали слишком низкую цену исходя из постулата "Продадите, как миленькие, деться вам всё равно некуда". Пренебрежительное отношение к евреям из-за того, что они "по натуре торгаши" неоправданно. Ну да, им довольно часто приходилось заниматься этим на протяжении веков, что могло отразиться и в генах, но разрешили бы им с самого начала иметь землю - и, возможно, они сейчас были бы прирождёнными фермерами. Не от хорошей жизни они начали давать деньги в долг под проценты, а - чего уж там, - благодаря не-евреям.
Не торговлей единой - еврейские музыканты.
Дальше нам показали рынок (основное место тусовок), школу ("хедер", "комната" в переводе с иврита), которая располагалась просто в комнате дома одного из жителей местечка, и синагогу. О последней экскурсовод сказал забавное, что-то вроде: "синагога - это место, где собралось десять евреев". Обоснование обычая собираться для религиозных нужд не меньше, чем по десять, связано с Содомом и Гоморрой: тогда Авраам упросил Бога не разрушать эти города, если в них найдётся хотя бы десять праведников (это, правда, не сработало, потому что их не обнаружилось, ну да ладно). Так что теперь иудеи в синагогах как бы демонстрируют, что вот в этом городе люди, верные Завету ещё остались, и засыпать его серой пока рано. Вообще, мне очень нравится то, что все иудейские обычаи, о которых мне приходилось слышать, прекрасно логически обоснованы, не подкопаешься, пусть это часто и связано с воспоминаниями об очень давнем историческом событии.
Еврей в синагоге. На лбу и правом бицепсе - тфилин, на плечах - талит,
на голове - кипа.
В синагогах, разумеется, читают Тору. Причём не простую, а такую, как и сотни лет назад: из пергамента, текст записан вручную особыми чернилами. На изготовление одного свитка уходит где-то полтора года. Как только в негодность приходит хотя бы одна буква, свиток Торы считается больше не годным и его хоронят или отдают в музей.
Свиток Торы, б/у
Экскурсовод ещё долго рассказывал о быте, поведал, как
креативная часть еврейства придумала плюс к молитвам петь и танцевать, приобщаясь к божественному, что символизируют два ломтя хлеба в Шаббат, почему рюмки для красного вина становились всё меньше, и в конце концов перешёл к моменту, когда евреи всё-таки "вышли из тени" и начали уезжать за черту осёдлости.
Что изменилось? В двух словах: начались погромы. Не только в Москве и Петербурге, но и в остальных мало-мальски крупных городах находились недовольные, стоило евреям появиться там. Поводом для погрома могло стать что угодно: слухи, что евреи причастны к убийству, инициатива греческих торговцев-конкурентов, навет в газете - и так далее, и так далее, - так что новым поселенцам приходилось быть готовыми постоянно (прямо как японцам к землетрясениям). Не могу удержаться и выплюну цитату губернатора Нижнего Новгорода, найденную в Вики уже после: "… в народе сложилось убеждение в полной безнаказанности самых тяжелых преступлений, если только таковые направлены против евреев".
Экскурсия закончилась в тот момент, когда в импровизированном кафе, заполненном белыми фигурами мигрантов, вдруг раздался треск костров, и по большому экрану побежали языки пламени, а столики-экраны превратились в обгорелые куски дерева.
Сразу из музея мы отправились в Московскую Хоральную Синагогу. Там нас перво-наперво покормили очень вкусной кошерной едой (ресторан находится прямо в синагоге, и это очень правильно и круто), а потом молодой приветливый раввин (личность через интернет установить не удалось) рассказал нам об истории этого места.
О том, что строительство самого здания завершилось в 1891 году, но открыть его для верующих удалось только в 1906 году, после пятнадцатилетней борьбы. Когда власть передержавшие увидели, "какую красоту отгрохали эти евреи", они решили, что "слишком жирно будет". Чего только не хотели сделать с синагогой, чтобы её изуродовать: и, переоборудовав, открыть училище, и возвести кирпичные стены посреди зала, но этого, слава богу, удалось избежать. Только вот пришлось пожертвовать куполом и изображением скрижалей, чтобы удовлетворить авторитетных лиц и открыться (кстати, даже это не помогло).
Московская Хоральная Синагога, вид с "женского" балкона.
Во времена СССР власти делали всё, чтобы в Хоральную Синогогу ходили только старики: рядом дежурил милиционер, который отлавливал пытавшихся войти или выйти и сообщал об этом в учебное заведение или на работу. Со временем напротив входа поставили камеру для пущей неопровержимости.
Когда в 1948 году синагогу посетила первый посол Израиля Голда Меир, внутри собралось просто безумное количество народу. Русские евреи впервые почувствовали, что у них есть государство, хоть и где-то там. Голда Меир тогда встретилась со Сталиным, потребовав что-то вроде "Опусти народ мой". Вождь попросил списки желающих уехать, и первый посол Израиля то ли по наивности, то ли из безмерной веры в человечество, составила их. Нетрудно догадаться, что Сталин сделал с этими людьми.
На биме (белое возвышение) древние евреи приносили жертвы, а нынешние просто читают Тору.
Возможность свободно посещать синагогу появилась только в девяностых, после развала всего. Однако и в сложные времена СССР она работала бесперебойно, во все до единого дни с момента открытия. Кстати, в 2006 году Московской Хоральной Синагоге исполнилось сто лет. Сто лет бесперебойной ежедневной работы - да это самое надёжное учреждение! Нам рассказали, что раввина Московской Хоральной Синагоги даже стали считать главным раввином России - хотя официально такой должности не существовало, - поскольку крупнее этого иудейского религиозного центра в стране не было. Но в сети подтверждения не нашлось, так что не могу назвать это достоверным фактом (более того, кажется, сейчас в России два главных раввина).
Когда познавательная беседа с реббе закончилась, мы спустились с балкона в главный зал - осмотреться. Вот странность: в Еврейском музее нас сразу предупредили, что трогать экспонаты не только можно, но и нужно и не запрещали фотографировать что угодно, и в синагоге мы наслаждались той же свободой. Глядя на попутчиков, позирующих на фоне бимы я с содроганием представляла, что началось бы, попробуй они провернуть это в православной церкви. К сожалению, снимки были последним бонусом, вскоре пришлось возвращаться в автобус и ехать домой.
У святая святых.
Не знаю, можно ли сказать, что мы выносим что-то из каждого путешествия, но поездка в Еврейский музей и Московскую Хоральную Синагогу стала для меня туром по Ксенофобской России. Диорамой о том, сколько тупой ненависти было в наших предках. И хотя сама возможность поездки демонстрирует, какие перемены произошли в отношении к евреям, нужно стараться изо всех сил, чтобы не заметить, что россияне просто перенесли ненависть на кого-то ещё. Не только на народы, на разные и порой неожиданные социальные группы. И меня тревожит очень простой и эгоистичный вопрос: не стану ли и я однажды с искажённым лицом и пустыми глазами вопить "Во всём виноваты проклятые жиды/америкосы/геи/etc"? Мне бы не хотелось.