Десять лет назад, когда я впервые побывал в Сингапуре, он показался мне неестественно рафинированным и чем-то напоминающим Диснейленд. На этот раз, на минувшей неделе, впечатление было другим. Остров-город-государство стал похожим на другие азиатские города - в некогда свежеотреставрированные фасады домов в меру добавилась обшарпанность, но в целом Сигнапур по-прежнему чист и аккуратен, подчинен строгим порядкам, хотя улицу переходить в неустановленных местах - уже норма.
«Вы думаете в Сингапуре богато живут?» - спросил таксист-китаец, подвозивший меня до отеля глубоко за полночь и говоривший с индийским акцентом по-английски (видимо его китайцы переняли у тамошних выходцев из Индии).
«В Сингапуре живут богато только несколько человек, - продолжил таксист с некоторым возбуждением. - Остальные еле-еле».
По словам моего таксиста, он зарабатывает в месяц 1000 сингапурских долларов (1USD=1,3 SGD) и ему ни на что не хватает. Впрочем, цены в Сингапуре, на мой взгляд, даже выше, чем в Токио, если не сравнивать стоимость проезда на каком-либо транспорте.
Метро стоит 1-2 доллара, в зависимости от направления (в Токио самый дешевый тариф, к примеру, одну-две остановки, был бы равен 1,5 доллара). Разобраться в в сингапурской подземке можно, но сразу это вряд ли получится. Нужно спрашивать местных пассажиров, и они с удовольствием помогут. К примеру, покупая билет в автомате, надо учитывать, что он запросит сумму в два раза выше, чем проезд - возвращаемый депозит на случай обратной дороги. Сперва надо выбрать категорию билета на экране слева внизу, а затем справа на схеме метро дотронуться до той или иной станции. Опустив монеты или вложив банкноту нужно ждать появления пластиковой карточки. Ее не вставляют в турникет, а прикладывают к соответствующей панельке, как в московских автобусах.
Выходя из метро, ее прикладывают еще раз, а затем идут к автомату, чтобы получить депозит. Для этого карточку прикладывают к белому прямоугольнику посреди автомата в верхней его части и ждут команду, когда ее надо просунуть в щель сверху. Тогда внизу выскакивает монета - возвращенный остаток средств.
Станции метро и поезда очень приличные, но уступают по комфорту токийским. Все платформы полностью отделены от путей прозрачной перегородкой с раздвижными дверьми для безопасности. Сидячие места, как я заметил, принято уступать пожилым людям и женщинам.
Такси, о которых я уже упомянул, в принципе не дороги, но и дешевыми их не назовешь. Некоторые водители могут накрутить стоимость проезда, тогда лучше возмутиться и пригрозить полицией. Говорят, это срабатывает. Кстати, таксист, жаловавшийся мне на жизнь, взял за проезд четко по счетчику. Другой его коллега приплюсовал еще стоимость бензина и каких-то надбавок. Получилось вместо четырех - семь долларов. Я сказал, что расплачусь карточкой, что технически возможно в каждом такси. Наличных у меня не было, так что вариантов тоже. Таксист нервничал, так как сбросил показания счетчика и ждал денег. Тогда я сказал, что у меня есть 4 американских доллара, которые тот взял и его это полностью устроило. Замечу, что четыре доллара США, это намного меньше, чем семь сингапурских.
Можно ходить по Сингапуру и пешком, но только рано утром или после заката, поскольку жара, а вернее мокрый и липкий зной вызовет желание рвануть в ближайшее кондиционированное кафе или магазин и оттуда уже не выходить. Поздно вечером - другое дело, и вполне можно окунуться в сингапурскую ночную жизнь. Она протекает в основном в двух сопредельных местах - улицах Боут-ки (Boat Quay) и Кларк-ки (Clark Quay).
Сначала о Боут-ки, то есть «лодочной пристани» на правом берегу устья реки Сингапур. Туда и днем приходят гулять, чтобы полюбоваться самой красивой частью города - небоскребами банков и мощных корпораций над спокойной водой, цепочкой колониальных двухэтажных построек, переделанных в рестораны и ночные клубы. Параллельная улица вглубь также наполнена увеселительными заведениями.
Вечером, когда спадает жара, местные рестораны на первых этажах колониального архитектурного наследия наполняются туристами, которых хозяева пытаются завлечь самыми изощренными, но одинаковыми способами. В основном, это - предложение сфотографироваться с живыми морскими гадами, которые в ресторане едят, так что отказаться не зайти становится как-то неудобно. Еще все предлагают 30% скидку, которую ощутить в предъявленном счете будет весьма трудно. Предлагают также бесплатную кружку пива, но разливается она из графина, за который все-равно приходится платить.
Порции с блюдами китайской, малайской и тайской кухней подразделяются на маленькие, средние и большие. Но поданные на стол «большие» блюда, по моему подозрению, оказались на самом деле маленькими.
«Тут вам не Китай», - отделалась от моих возражений хозяйка ресторана у воды реки Сингапур. В общем, долларов 50-60 на человека пришлось выложить за ужин, который нельзя было назвать насыщающим. Хотя какие-то блюда были вполне вкусны, к примеру, местные сате (куриные шашлычки с острым арахисовым соусом).
В общем, это я к тому, что нелишне и в Сингапуре следить, чтобы вас не надули с деньгами, хотя в ресторане за этим уследить нелегко, это можно только осознать.
Если речь зашла о еде, упомяну, что не стоит в Сингапуре бояться более простых съестных заведений, которых полно чуть ли ни на каждом углу. Это - устроенный на свежем воздухе китайский фаст-фуд. Там за 5-7 долларов там предложат лапшу с морепродуктами или копченой уткой. Хотя выглядят такие места непрезентабельными, а еда не изысканной, но блюда такого фаст-фуда необычайно вкусны, представляя собой домашнюю китайскую или домашнюю еду.
Но вернемся к ночной жизни Сингапура, теперь уже в район Кларк-ки. Ухающие басы, шум и толпы жующих, пьющих и шатающихся людей в красочном освещении выдают это место вверх по течению реки от Боут-ки. Пешком это минут пять, с ориентиром на вышки банджи-джампинга, с которых вас могут сбросить вниз в кабинках на несколько человек, если нужны острые ощущения.
Рядом начинаются бары и дискотеки с живой музыкой или без, хотя не неполненными безумствами кипрской Айя-Напы, греческого Крита или испанской Ибисы.
"Крэйзи элефант" - паб, в котором вживую играют рок. Столы и стены исписаны автографами посетителей. Пиво по 15 долларов за пинту. Парень из штатов пел восхитительно, а потом стал пить пиво вместе со всеми. Жаль было мало времени, и пришлось идти знакомиться дальше с ночной жизнью Сингапура. Ориентируясь по огням и ухающим басам, сворачиваем направо от реки, немного вперед и натыкаемся на совсем экзотическое место - бар "Клиника". Прямо на улице установлены зубоврачебные кресла, медицинские ширмы, столы и стулья, а коктейли пьют из капельниц. Любителей медстиля оказалось немало.
Бродя по ночным улочкам Сингапура, в одном из магазинов с системой обслуживания 24 часа в сутки я наткнулся на старичка, исписанного татуировкой с ног до головы и представлявшего собой человека-фреску. Я попросил его сфотографироваться, заплатив 2 доллара.
Сервис в Сингапуре в целом нормальный, но до Японии ему далеко. В целом же сингапурцы стараются во всем достичь позитива, будь-то в окраске и освещении зданий, будь-то в интерьере туристических автобусов. Я еще нигде не видел в кабине водителя автобуса живые цветы одновременно с живыми рыбками. В автобусе, в котором мне с коллегами довелдось ездить, было три мини-аквариума с растениями и рыбками-петушками, лиловая орхидея, напомирающая северокорейскую кимирсению.
Меня окончательно добило, когда этот цветок, после того как на улице стемнело, стала озарять разноцветная подсветка, а над дцерью я заметил плюшевую обезьянку. Впрочем, я бы уже не удивился, если бы она оказалась настоящей.