БАЛИЙСКИЕ ТАНЦЫ

Feb 23, 2011 09:37


Частые путешествия не всегда оставляют времени для того, чтобы написать обо всем, что удалось увидеть и услышать. Но лучше поздно, чем никогда, и на этот раз речь пойдет о танцевальном и музыкальном искусстве Бали - знакомого туристам острова в центральной части Индонезии. Каждому там наверняка предлагали посмотреть танец «Качак», но на мой взгляд более впечатляет музыкальный спектакль о мудром радже царства Гелгел. Правда, посмотреть его в исполнении балийских артистов удалось не на самом острове Бали, а в Джакарте в тематическом парке Таман-мини благодаря Михаилу Цыганову, который в свою очередь уже описывал этот завораживаюший спектакль. Тем не менее, я также хотел бы рассказать о нем здесь.




Танцевальное искусство на Бали тесно связано с религией и играет не столько развлекательную роль, сколько представляет собой священное действо. Не случайно перед выходом на сцену в Таман-мини артисты прошли церемонию очищения. Ритуальные и театральные рамки балийского сценического искусства накладываются друг на друга.

Маскарадный спектакль «Брахмин из Келинга» повествует об истории, которая приключилась с раджой Свечапуры (Гелгела) на месте нынешнего города Клунгкунг. В 1500 году раджа устраивал индуистский фестиваль в честь бога Рудры в храме Бесаки на склоне вулкана Гунунг-Агунг, чтобы наладить баланс между добром и злом. Его так и назвали Далем Ватуренгонг - то есть «тот, кто делает церемонии успешными». А как это произошло, и почему он мудрый, и рассказывает в танце история брахмина из Келинга.

На ритуальное действо в Бесаки были приглашены многие царственные особы с семьями. Брахмин (священник и представитель высшей касты) из деревни Келинг на востоке острова получил от бога Махадевы указание поехать на церемонию в Гелгел. Явившись после долгой дороги к храму, священник был таким грязным, а одежда его превратилась в такие лохмотья, что стража приняла его за нищего.



Хотя брахмин и был наделан сверхъестественными силами, он не стал оказывать сопротивления, когда его побили стражники, а покинул Бесаки и направился в царство Бадунг, остановившись в деревне Сидакарья (на юге Денпасара).

Но, в конце концов, будучи в депрессии, он произнес заклинание, чтобы расстроить фестиваль волнениями и неурожаем. Так и случилось, на поля набежала саранча и крысы, а вулкан Агунг стал извергать огонь и дым. Риса не стало и на церемонии нечего было бы подносить богам. Поэтому ее отменили.



Далема Ватуренгонга постигло настоящее горе - ритуал был расстроен полностью. И тогда раджа стал медитировать и понял, что волнения произошли из-за Арьи Тангкаса, который выдворил брахмина из Келинга. Чтобы спасти ситуацию, царь направился в деревню Сидакарья за брахмином из Келинга. Тот принял извинения и отменил действие заклинания, и ритуал Эка Даса Рудра смог пройти как надо. За это Ватуренгонг даровал брахмину титул Далема Сидхакарьи.

Тетральный спектакль содержит в себе моральное поучение: правитель должен быть сдержанным, и люди не должны судить о человеке по их внешнему виду.

Возможно, как отметил Джоел Шехтер в книге «Народный театр: первоисточник» (Popular theatre: a sourcebook by Joel Schechter), история эта отражает первые контакты индийских проповедников индуизма с феодальными правителями Суматры и Явы. Она о том, как священники начали прибывать на Бали и служить местным правителям в качестве посредников между ними и богами.




Разрушительная сила побеждается через примирение. И только священник - брахмин, а не правитель может представлять волю Бога.

Видео-выжимка, снятая мною в Таман-мини, следует ниже.

image Click to view




Бали, Индонезия

Previous post Next post
Up