http://ne-volina.livejournal.com/1043693.htmlhttp://kosarex.livejournal.com/1395580.html?thread=19650684#t19650684В общем, оба поста про одно и тоже. Причем Кралин вполне откровенен - страшный кадровый голод. Нет интеллектуалов и точка.
Я открою ещё более страшную тайну. Кадры неоткуда черпать. Если десять лет назад на прозе.ру можно было найти писателей, то потом доминировали откровенные любители. Последние же годы уже и любителей нет. Писатели и любители не пополняются, нормальных новичков нет. Старая гвардия отнюдь не поголовно ушла, проста она больше не пишет и не хочет писать.
Но я скажу честно - пока у власти Сурков и Павловский, Межуев и Марат Гельман, ничего не изменится. Сурков прямо говорил - нужны интеллектуальные кадры, нанимайте за границей. Применительно к политике это звучит так - если нет хорошо пишущего по-русски кадров для либералов, националистов, пофигистов, монархистов, фашистов и антифашистов, наймите хорошо пишуших по русски поляков, ирландцев, таджиков, лучше всего жителей Нигерии - там нищета, там люди готовы взяться за любую работу за гроши.
Давайте расставим точки над и. Чтобы были наняты соответствующие работники, нужны соответствующие критерии в голове у работодателя. Например, надо понять, что человеку предлагают не путь к славе и счастью, а путь к позору. Скажите, какая женщина придет в восторг и бросится вам в объятия, если узнает, что вы пишите для Демушкина? Когда К. Крылов предложил мне бесплатно писать для его Вопросов национализма, я был вынужден ответить, что это не путь к славе, это путь к безнадежно испорченной репутации. А как вам понравится характеристика - он думает за Навального, он мыслит за Каспарова? Если вам нравится, то найдите женщину, готовую броситься такому интеллектуалу в объятия. Нет, женщина может с этим смириться, если человек за это имеет хорошие деньги и гарантии стабильности. Но именно смириться, а не пукать от восторга. Вы же ищите извращенцев, которые обязаны прийти в восторг от необходимости думать за Ройзмана, мыслить за Поткина, ради этого страдать и нищенствовать.
Возьмем критерий профессионализма от Павловского. Профессионал это тот, кто может доказать, что угодно, и готов доказывать, что угодно. В науке и литературе есть другой критерий. Профессионал это тот, кто не берется писать вещи, противоречащие объективным данным или личным убеждениям. Мальчик-чего-изволите заведомо не профессионал и не интеллектуал. Интеллектуал это независимая величина, требовать от интеллектуала вечной зависимости нельзя, поскольку вы от него требуете ухудшить качество его мысли и его работы. При таком критерии серьезный человек с вами работать не будет, если он не жулик, но жулик это нетворческий человек.
Возьмем критерий понимания своего места в жизни. Нельзя быть интеллектуалом и страдать заниженной самооценкой. Нельзя быть интеллектуалом и считать менее умных людей великими авторитетами. Вот тут у нас сразу несколько провалов. Нельзя считать Навального, смотрящего в рот госпоже Альбац, независимой личностью. Нельзя считать Демушкина с Поткиным после шашлыков у Кадырова независимыми личностями. Если вы интеллектуал, вы невольно почувствуете фальш ситуации. Однако критерий найма требует иного - нужен гений, неспособный почувствовать фальш ситуации, то есть слепец. Это далее связано с четкой постановкой вопроса даже для бездарного наймита - кто он, человек, призванный обмануть народные массы, или человек, который обязан позволить себя водить за нос?
Когда я общался с Галковским, это сразу вылезло наружу. Галковский устроил мне проповедь фоменковщины, я усомнился. По лицу Галковского было видно - или принимай правила игры, то есть верь, или я нарываюсь на ссору. Вот этот критерий отбора уже предполагал - или я дурак, или он не согласен. Умный человек понимает, что, если его заставляют играть роль дурака, то быть интеллектуальным нет смысла. Или Крылов уверял меня, что он - истинный хозяин сайта АПН.ру. Умный человек такие вещи чувствует. Если вы не уважаете человека и не говорите ему, на кого работаете, то это одно и тоже.
Дальше ещё смешнее. Жажда экономии на интеллектуалах это даже не хобби, это дело принципа. Была у меня беседа с секретарем одного человека. Дело не только в том, что у человека несколько десятков домов, которые он сдает в аренду, а он хотел, чтобы на него работали бесплатно. Этот человек в своё время давал помещение двум гражданам, один из которых был главредом в газете, куда я писал статьи. Он уже много лет назад мог открыть газету, прочитать мои статьи и обратить внимание. Закономерно, ведь многие тогда покупали газету часто только из-за моих статей. Это типичное чванство - есть пара лидеров, остальные как бы психологические зависимые рабы. Не один интеллектуал не будет работать с человеком, который рассматривает его как психологически зависимого раба. При этом многомиллионное состояние это не плюс, а минус. Причем минус громадный. А у нас хотят прямо противоположного - увидев чужие деньги, интеллектуал автоматически обязан прийти в восхищение, считать нанимателя умным, очаровательным, порядочным, впасть с тоску от комплекса неполноценности и работать на денежный мешок бесплатно. Если же они что-то пишут, то они в принципе не способны оценить чужой ум.
Наконец, есть возрастные критерии. Стихийный гений может быть молодым. Там, где не надо понимать общество, стихийный гений может быть юным. Это хорошо для физики и для поэзии. Но как это свести с идеей, что нужна молодежь, если вы хотите интеллектом зажечь общество, которое в целом состоит не из молодежи и имеет социальный опыт? Так этого мало, вам ещё не только нужны молодые, но и неопытные, чтобы подобно десятикласснице, попавшей в офис, ценила работу больше специалиста с высшим образованием. В Нигерию, ребята, в Нигерию, там много неоперившейся молодежи, пусть она осветит своим интеллектом страницы вашей печати. Вы хотите, чтобы интеллектуалы вас уважали, а вы относились к ним как к мальчикам на побегушках. Я даю правильный адрес.
Но нашим нанимателям давно пора понять, что они не одни такие умные и шустрые. Я по прозе.ру ещё понял, что самых талантливых стихийно затирают. Посылают в игнор, не пишут рецензий или нападают. Отбор ведется ещё до того, как наши наниматели задумаются, протянуть тому или иному автору мизинец или подождать. Талант не может ждать. Он сознательно выводит себя из того состояния, когда голова забита умными мыслями и красивыми образами. Они мешают жить и работать. И, когда человек выходит из этого состояния, он начинает глубоко презирать всю шушеру, которая его игнорировала в надежде, что он поползет к этой шушере на коленях. Это очень хорошое состояние. В мозгах светлеет, появляется иное восприятие жизни, возникают новые идеи о мире и обществе. Один такой написал отличную статью для Карабанова, а тот его кинул с оплатой. Потом он мне говорит - срань болотная, они вечно будут вверху, а мы внизу. Прекратил писать, сейчас хорошо зарабатывает.
Я дивлюсь Лимонову и Кралину. Нынешняя критическая ситуации назревала давно. Уже десять лет назад надо было кричать караул. Надо было четко понять, что умственных способностей и таланта людям, которых Сурков и Павловский утвердили талантами, просто не хватит. Однако и сейчас они не поняли самое важное до конца. Им нужны помощники для старой "гвардии", а у нас ситуация как в борделе, когда надо менять девочек, а не мебель. А что может сделать человек, который а)не умнее Крылова или Лимонова б) не считает себя умнее Крылова и Лимонова и поэтому начнет барахтаться в их нравоучениях? Что может сделать человек, который обязан дрожать от наезда Межуева или верить в фоменковщину Галковского? Получится очередной Шляхтич. Профессионал это не тот, кто уважает Аввакума и падает на колени перед гением Агадамова.
Наконец, самое сладкое. Ведь, чтобы замеченным, надо писать. Соответственно, любой пишущий проходит школу жизни - его затирают в пользу уже имеющихся звезд. И человек понимает, что хорошо писать он отнюдь не обязан. Захотят - оценят, захотят - не оценят. После этого у него нет никакого стимула кому-то подыгрывать, сопельки утирать. В этом главная ошибка, не просто таланты кончились, кончился народ, готовый утирать сопельки за "талантами". Но об этом в следующем посте.