Убогость Христа в Мастере и Маргарите

Apr 13, 2016 16:18

Посмотрел несколько серий далеко не лучшего сериала Мастер и Маргарита. Ругать шибко не буду. Напротив, похвалю создателей за интерес к фильму Стенли Кубрика С широко закрытыми глазами. Именно оттуда они попытались заимствовать дух мистичности для экранизации романа Мастер и Маргарита Булгакова. Иной дух Булгакова передать им было сложно. Всё-таким сериал снимали и играли истинные либералы, потомки той самой публики, которая собиралась в ресторане У Грибоедова, потомки всех этих Берлиозов, Римских, Лиходеевых и прочих. Причем заметно, как все они от данного момента открещиваются в прямом смысле этого слова - при столкновении с нечистой силой представители неопределенной национальности начинают осенять себя православным крестным знаменем, что в принципе противоречит идее принадлежности к неопределенной национальности именно у Булгакова - все коммунисты, все атеисты, иные в те времена к спецблагам не допускались, и сатана у них один на всех. Да и Христос у них подозрительно русский, вдобавок, блондин и с серыми глазами. На фоне декораций, символизирующих Древнюю Иудею, подозрительная русскость Христа тоже способ откреститься - среди своих ничего похожего быть не может. Прокуратор тоже подозрителен своей русскостью. Видимо, так решили наказать его за сочувствие к Га-Ноцри. Зато солдаты Прокуратора, которому не надо сочувствовать, тоже вписываются в контекст неопределенной национальности. Короче, без Фрейда не разберешься.

Между тем, Булгаков изобразил Христа правильно, если вспомнить, что всё величие Христа неразрывно связано с админресурсом. Христос велик, пока власть требует поклонения и сама имитирует поклонение. Если нет власти, то пустоту власти остается заполнять только сатане. Булгаков жил в то время, когда власть Христа не просто рухнула, она показала полную свою несостоятельность. Причем власть сатаны описана тоже логично, выходя за пределы атеистического описания. Сатана силен тем, что наводит безумие. Продолжу за Булгакова, Христос слаб, поскольку наводить безумие веры через админресурс больше не может. Сатана слаб перед Христом тем, что навести на него безумие не может. Зато он может навести безумие на Мастера и его подругу руками своих вольных и невольных подручных, включая критика Латунского или писателя и публициста Берлиоза.

Христос ничего не может поделать с той позолоченной публикой, частью процветающей литературной и прочей элитки, которую показывает в романе. Зато сатана разбирается с такими достаточно просто. Раз, два и пошла чертовщина. Реальность и глюки смешиваются. Так откройте современный газеты, журналы, посмотрите спектакли и увидите современные признаки безумия. Часто и особой силы сатанизма не нужно, хватает борьбы за квартиры и дачи. Нынешние критики Булгакова не меньше былых критиков показывают все признаки безумия, который легче наводится через сатанизм, чем через христианские рассуждения о морали.

А что могут сами христиане возразить, если утверждают о власти на Земле князя мира сего, то есть сатаны? Они сами запутались в противоречии - их Христос всесилен, но не в этом мире, а Булгаков виноват тем, что не изобразил Христа всесильным именно в этом мире. Вся мировая литература ныне работает в стиле Булгакова - всесильным Христа изображают только бездари, чьи романы абсолютно бездарны. Зато чертовщина пусть не всегда торжествует, зато энергично борется то в виде всяких эпизодов с Гарри Потером, то в виде Ока Саурона, то в виде противников Шварцнеггера в сказках про Конана. Причем, Христос оказывается сплошь и рядом в борьбе со злом третьим лишним. Уволен за ненадобностью. У Булгакова ещё есть, а в фильмах со Шварцнеггером уже нет. Не те примеры? Так и в Сто лет одиночества Маркеса его тоже уже толком нет, хотя есть религиозные люди.

Когда уволенные вместе с Христом начинают критиковать Булгакова за то, что он его изобразил не так, получается смешно. Надо им сказать спасибо за то, что он не уволил, а не благодарят и сами не пишут. Кстати, это тоже форма безумия. Но над ней ни Христос, ни сатана не властны.
Previous post Next post
Up