Вместе с героем картины мы словно замерли в ожидании. Этот краткий миг у порога, за которым все возможно,- свет, готовый погаснуть, может вспыхнуть осуществленным праздником, радостью дружеской встречи. Тогда озарится тревожное лицо, человек протянет нам руки - другу и гостю предназначен роскошный букет.
Фигура мальчика в глубине у калитки, таинственно темнеющий сад, даже фантастически красивые сочетания красок - все притаилось, притихло, готовое ожить, наполниться звуками, перекличкой веселых голосов. Но в напряженной атмосфере ожидания нет уверенности, скрыта тревога - с заходом солнца мир может погрузиться в темноту, молчание. Предельность ситуации, выраженная с такой прямотой и силой, глубоко драматична, но небезысходна: художник зовет нас в даль светлую, в даль надежды. Последнее слово за нами, зрителями.
Ожидание - момент временной, это не статическое состояние, а процесс. Искусство семидесятых годов искало выражения такого рода динамики. Одно, пусть важнейшее, мгновение жизни не могло воплотить личную и общественную судьбу героя во всей ее объемности и глубине. Но для развертывания во времени было необходимо пространство - место, протяженность существования. Оказалось невозможным свести многообразие глубинных планов действительности к плоскости, однонаправленному движению сменяющих друг друга временных моментов. Бросается в глаза постоянно повторяющийся и в зрелищных, и в словесных видах творчества мотив дороги, путешествия, благодаря которому действие переносится с одного места на другое. При этом важно, что перемещение тесно связано с непредсказуемостью нового положения героя в пространстве и времени, напряжением между ожиданием и неожиданностью. Строители в картине Никонова Наши будни изображены тоже в дороге. Однако результат, конечный пункт движения задан и заранее определен. Ситуация меняется, когда нашему воображению как бы предложен выбор, право самостоятельного решения, ожидание развязки.