Сначала я собиралась свалить все в одну кучу один текст. И про режиссера и про фильмы. Но - не выходит. Поэтому будет отдельно. Отдельно про британского режиссера-документалиста Джини Финлей и отдельно про ее фильмы. В эфире Кошко-графоман, терпите, граждане!
О встрече с Джини Финлей.
Центр документального кино на Зубовском бульваре. Бар или что-то вроде - некий chillout. Автор фильма, рыжая, улыбчивая, какая-то вот очень шотландская - хотя она только half -scottish) - сидит за соседним столиком. Я слушаю уютный такой бритиш - потому как она все таки и half-english и в Англии выросла- левым боком.
Мне вообще всегда не сильно уютно в незнакомых местах в одиночестве. Поэтому зверюга умеет становиться незаметной и даже в ярком шотландском прикиде - ведь все же режиссер half-scottish!- теряется в складках местности, откуда внимательно слушает левым боком.
И размышляю. Про то, что я узнаю и увижу.
С чем обычно ассоциируются документалистика? Ну вот, вы уже зеваете, вижу-вижу. Честно говоря, я сама всегда зевала с риском вывихнуть челюсть и переключала канал при первом же намеке - документальный фильм. Если только это не что-то эдакое вроде Discovery и про зверьков. И тэдэ.
Может ли документальное кино оказаться столь же интересным и увлекательным как игровое? И чем, и как, и почему?
Кинозал ЦДК, где проходит сама встреча и далее состоится показ.
Вступительное слово организаторов. "Мы рады представить - бла-бла-бла- Джини Финлей (Jeanie Finlay), хедлайнера режиссеров, снимающих фильмы о музыке!» Во время вступительного слова представляемая делает селфи на фоне экрана, где красуется слайд с афишей самого фестиваля, в рамках которого сегодня все и происходит. Главный британский фестиваль документального кино Sheffield Doc/Fest
гостит в Москве.
Кто же это - Джини Финлей?
(фото
отсюда)
Да, она действительно режиссер-документалист. И она действительно снимает фильмы о музыке. Но даже не столько о музыке, и вовсе не о конкретных музыкантах, а о том, что окружает музыкальный мир, о том, что с ним связано, о том, какие феномены он порождает.
Джини - та, что умеет слушать истории, расказанные тихо. Она умеет услышать людей за кадром, людей вокруг нее. Ведь обычная живая история будет стократ интереснее, чем "пятьсот раз отрепетированный анекдот", показушно рассказанный кем-то, мечтающим о внимательном взгляде камеры. Джини слушает своих героев, а потом делится их историями с миром.
- Как вы выбираете свои истории? - спрашивают Джини.
- О, это инстинктивно, будто бы вокруг мир замедляется, и я вижу свою историю, которую просто не могу не рассказать остальным.
- Насколько Ваши документальные фильмы похожи на байопики?
- Я не биограф. Я не снимаю байопики, не показываю жизнь героев от рождения и до смерти. Я ловлю поворотные точки сюжета, и рассказываю историю так, чтоб удержать внимание, интерес.
- Меня в моих фильмах никогда нет. Появится в кадре было бы ужасно!- смеется Джини. - В любом фильме есть элемент авторства, даже в reality-TV. Я придаю эмоцию, атмосферу, чтобы зритель почувствовал персонажа. Я не в кадре, я за каждым кадром моего фильма.
Почему она избегает рок-героев?
Джини скучна известность сама по себе. Ей интересно, что слава делает с людьми. Ведь если кто-то известен - еще вовсе не значит, что он интересен.
(забавно,- думаю я про себя. Ведь только что, почти теми же словами, недавно
мне говорил с экрана персонаж Хоффмана в фильме «Почти знаменит».. Тут поневоле задумаешься, что все эти люди, собравшись в этом отрезке столь разновременной и разношерстной группой хотят донести именно до моих мозгов, а главное - зачем?).
Карьера Джини в документальном кино началась не сразу. Она изучала искусства, играла на виолончели, записывала саундтреки, создавала видео-инсталляции для галерий, фотографировала… И именно занимаясь фотогорафией поняла, что самое интересное - это общение, которое происходит между людьми, но остается за кадром. Вот так вот в возрасте тридцати лет Джини взяла в руки камеру и начала снимать общение.
Ее команда - это она сама. Плюс чаще всего один оператор и продюсер, потому что «одному снимать одиноко- для того и продюсер , чтоб было с кем поговорить:))"
- Хотите чтоб фильм преуспел? Не называйте его music doc! - смеется Джини.
Хотите, чтобы фильм преуспел? Тут я, Кошко, пожалуй , скажу вам: не важно, как вы его назовете. Важно зачем и как вы это снимете , что вы хотите рассказать. И тогда нет никакой разниы, документальное кино или игровое. Главное, как рассказана история. Что даже историю, рассказанную очень тихо, вы сумели услышать. И что эта живая история в фильме есть.