День 1
Что мы всё-таки поедем в Приэльбрусье, выяснилось окончательно только в 5 вечера накануне отъезда. К тому моменту у нас не были собраны рюкзаки, раскладка не пересчитана (потому что рано утром я узнала, что вместо четырёх нас пойдёт шестеро), а продукты не закуплены до конца. Кроме того, мы довольно смутно представляли маршрут путешествия, зная только, что уедем 1 сентября и вернёмся 8 сентября вечером.
Финальный состав нашей раздолбайской группы оказался следующим: я, Рома, Эдик и Юра (мы все собирались изначально), а также - внезапно! - Катя (вожатая из Солнечного) и Андрюха Трефилов (его я знала по поездке на Гуамку). У Кати не было ни тёплой одежды, ни обуви, ни даже шерстяных носков, тем не менее, Рома решил, что в крайнем случае мы оставим её с кем-нибудь в лагере «на поляне Эммануэля» (которую, кстати, так и не нашли), а сами пойдём выше и потом за ней вернёмся.
Ромин примерный план похода: от пос. Верхний Баксан «добежать» до Джилису, оттуда до Эльбруса, погулять по нему, а затем свалиться через замёрзшее озеро до Аукерьякольского лавового потока и по нему спуститься куда-то в сторону Терскола. Ещё неделей раньше на очередном совещании, изучив этот маршрут на карте, я заподозрила, что пройти нам его не удастся.
Утром 1 сентября, так и не успев уложить рюкзаки и расфасовать продукты (потому что накануне мужики решили выпить настойки, а потом лечь спать), мы загрузились в орлятскую «Газель» и выехали в сторону Майкопа. Наш водитель-армянин по имени Гриша включил навигатор, и тот голосом Жириновского, почему-то регулярно запаздывая на 30 секунд, начал командовать, как и куда ехать. Спустя час выяснилось, что в спешке мы забыли одну горелку, а Катя с трудом понимает, куда и зачем мы едем. Мне хотелось сделать эпичный facepalm.
Тем не менее, настроение замечательное. В машине Таджикистан - баулы, куча народу, играет армянская музыка, жарко, пахнет бензином из не закручивающихся до конца трёх канистр и бочки. Моё состояние «тревожного кабанчика» (это когда нервничаешь, но всё равно прёшь напролом), терзавшее меня всю неделю накануне, прошло, и я благодушно смотрю в окошко. Андрюха занял Ромино вольготное место на галёрке и, развалившись на спальниках и рюкзаках, постоянно напоминает мне, что я пожадничала и не поделилась с ним бананом с утра. Юра, как всегда, невозмутим. Катя спит, а Рома, будучи в особом веселье, постоянно подтрунивает над Эдиком, который в ответ только недовольно пыхтит.
Около 13-14 часов проехали Майкоп. Здесь погода пасмурная, подсолнухи на бесконченых полях за окном опустили головки, местность постепенно повышается. У пос. Восточный в небе с десяток перевёрнутых разноцветных улыбок - это тусуются парапланеристы. Впереди ещё 8 часов езды, Ставрополье и потом Кабардино-Балкария.
Пятигорск, 18:30. На объездной устроили набег на «Альпиндустрию», которая тут только-только открылась. Докупили баллоны с газом, потому что половина имеющихся у нас не подходит к двум запасным горелкам. Я и Эдик купили себе гамаши, а Катя отжала крутанские ботинки MEINDL за 3 тысячи, совсем чуть-чуть б\у (сдавались в прокат, но Рома уговорил продавцов продать их). Спешно грузимся в машину, надо успеть проскочить КБР до темноты, иначе наше путешествие там же может и окончиться - регион неспокойный.
Исчезает из виду пятиглавая вершина Бештау, мы въезжаем в КБР. Горная страна удивляет своей чистотой, ухоженностью и малолюдностью. Чужаков здесь не любят, у местных свои порядки. Проезжаем село под названием Прогресс: по дороге ходят коровы. Объявление на обочине: «Индюки на заказ». Дома зажиточные, добротные, асфальт - как за границей. Лабиринты виноградников тянутся вдоль всей трассы, пока мы не сворачиваем в Баксанское ущелье. На берегу реки надпись: «Пусть крепнет и процветает дружба народов России» - видимо, здесь этот призыв очень актуален.
Вечереет, мы несёмся вглубь ущелья, вверх по течению бурного Баксана. Сперва скалы, а затем уже настоящие горы постепенно обступают со всех сторон, вершины теряются в сумерках. По пути нас тормозит местный полицейский: «Саалмык!» - приветствует он нас, а услышав в ответ русское «Здравствуйте!», осведомляется, нет ли троса для буксировки только что попавшей в аварию машины. «Нет» - «Счастливого пути!»
Уже выше 1000 метров над уровнем моря. Окружённая ночной дымкой, спускающейся с гор, наша «Газель» взбирается по серпантину к конечному пункту на сегодня - пос. Терскол.
Силясь разглядеть в окно темнеющие над нами громады, я думаю о том, сколько же миллионов лет понадобилось мощной реке, чтобы проложить себе путь через эти 400-метровые каменные стены. А человеку оставалось только прийти сюда и поселиться на дне ущелья, красота и масштабы которого поражают в самое сердце, раз и навсегда.