Название: Не прощаюсь
Автор: Борис Акунин
Серия:
Приключения Эраста ФандоринаГод выхода: 2018
Синопсис: Эраст Петрович Фандорин и его верный помощник Маса оказываются в самом центре России во времена гражданской войны. Пытаясь найти в этой суматохе путь благородного мужа, Фандорин попадает то к анархистам, то к белым, то к красным, то вовсе к зелёным. Он своими глазами видит крах Российской империи и пытается, как может, сделать в этой ситуации что-то доброе и справедливое.
Моё мнение: Главная проблема этого романа проста и чрезвычайна предсказума. Акунин так лихо обрывал многие сюжетные линии и так много оставлял на потом, что логично и подробно развязать все сюжетные узелки на уместном для серии "хронометраже" было просто невозможно. Список обоснованных "хотелок" от поклонников франшизы был слишком велик: 1) рассказать, как Фандорину удалось выжить; 2) показать его реакцию на революцию и гражданскую войну; 3) пересечь Фандорина с Романовым; 4) "показать" жену Фандорина и объяснить, откуда у этого железного человека взялись дети; 5) закрыть персонажную арку Масы; 6) по возможности, расквитаться с обидчиками из "Чёрного города"; 7) накидать забавных кросс-ссылок на другие произведения серии; 8) ну и, наконец, закрыть линию самого Фандорина - без недомолвок и шероховатостей.
Удержусь от спойлеров, но скажу лишь, что далеко не все пункты этого списка были учтены, хотя и чувствуется, что подобного рода список существовал в голове Акунина (а может и на бумаге). В итоге, пытаясь уместить, всё это "фанатское" добро в последнюю книгу, Акунин лихо задвинул на задний план собственно детективные расследования, а также хоть какие-то попытки двигать сюжет логично и внятно: очень много роялей в кустах, очень много совершается по щелчку пальцев: бах - влюбились, бах - убили, бах - нашёлся преступник. Короче говоря, книга написана исключительно для поклонников серии - нам-то как раз приятно искать различные отсылки, следить за судьбой персонажей и всё вот это вот.
Оценка: 8 из 10
<<Обзоры других книг>> Ну и чтобы два раза не вставать. Готовясь к выходу заключительной книги о Фандорине, я методично (да-да, опять и снова) перечитал все предыдущие, правда воспользовавшись подходом, который пока был мною ещё ни разу не опробован - книги я читал не в хронологии их выхода в печать, а в хронологии жизни самого Фандорина. То есть, например, между "Левиафаном" и "Смертью Ахиллеса" я прочитал второй том "Алмазной колесницы", различные рассказы и повести из "Нефритовых чёток" и "Планеты вода" я тоже раскидал между другими книгами. В итоге получилась очень ясная и адекватная картина жизни героя. Но это я так - просто похвастаться. Речь о другом.
Решил я подвести некий итог всей серии. Просто расставить все книги от лучшей к худшей - это не интересно. Поэтому я решил составить топ-10 лучших героев серии, исключая самого Фандорина и Масу, потому что они вне конкуренции, это понятно. Топ, как обычно, несколько разросся, но в 15 позиций я всё-таки его смог уложить. Сейчас представлю вам заключительную пятёрку. А вы в комментах можете попробовать угадать, кто будет в топ-3, топ-5 или даже топ-10. Лучшему предсказателю будей мой респект.
Ах да, вынужден предупредить - в списке есть спойлеры.
Лучшие герои "Фандорианы". Часть I
15 место. Дон Цурумаки.
Где появлялся: "
Алмазная колесница. 2 том"
Шумный, тучный, огромный японец, ставший для Фандорина сначала благодетелем, затем союзником, а после и непримиримым врагом. Обаятелен, харизматичен, влиятелен. Умеет брать лучшее от Востока и Запада. Японец нового поколения, предпочитающий воевать на стороне Хаоса, потому что Хаос - это Жизнь, а Порядок - это Смерть.
14 место. Дрозд, он же Дятел, он же Одиссей, он же Орлов.
Где появлялся: "
Алмазная колесница. 1 том", "
Чёрный город", "Не прощаюсь"
Ловкий, юркий, сообразительный революционер, который всё время встаёт на пути у Фандорина, и раз за разом переигрывает главного героя серии, что удаётся лишь единицам. И если в "Алмазной колеснице" он не самый заметный персонаж, а в "Не прощаюсь" он довольно быстро исчезает из повествования, то в "Чёрном городе" он разворачивается на полную катушку. Особенно хороши "сцены", когда он разговаривает со своим альтер-эго - "чёртом".
13 место. Очко
Где появлятся: "
Любовник Смерти"
Бывший студент, интеллигент, начитанный, умный и в то же время отъявленный мерзавец, наркоман, убийца, бешеный псих, вооружённый метательными ножами, шпагой-тросточкой, цитирующий стихи и строки романов. Отличное сочетание, получился яркий, запоминающий персонаж, который, не выходя на первый план, запоминается куда больше, чем главные антагонисты романа.
12 место. Момус
Где появляется: "
Особые поручения - Пиковый Валет"
Этакий Остап Бендер мира "фандорианы" - чуть ли не единственный антагонист всей серии, которого Фандорин простил, понял и отпустил. Яркий юноша, блистательный актёр, обаятельный аферист, обладатель потрясающей смекалки и естественного чувства юмора, которому несколько раз удалось обвести Фандорина вокруг пальца. Один из тех героев, которого я очень хотел бы увидеть на экране.
11 место. Леди Эстер
Где появляется: "
Азазель"
Очень неоднозначный и сильный персонаж. С одной стороны, её теория о поисках и пестовании скрытых талантов в детях проста и одновременно гениальна. С другой стороны - методы, конечно, оставляют желать лучшего. Читатель, как и сам Фандорин, вынужден разрываться между двух этих, казалось бы, несовместимых полюсов, в то время, как сама леди Эстер сделала свой выбор, взяв за пример, стократ упомянутые множеством гениальных злодеев, Авгиевы конюшни.
<< Продолжение следует >>