Продолжим серию мемуаров о стыдных ошибках бизнес-юности.
Как было сказано в предыдущей серии,
работать одному сделалось тяжело. Вопрос о том, чтобы взять первого наемного работника, поднялся передо мною, острый, как вилы в крестьянской войне.
Как ищет работника, да еще первого, молодой, едва вставший на крыло предприниматель? Которому, к тому же,
не повезло найти партнеров, и он не делит скупые слезы первой прибыли на двоих?
Если молодой предприниматель мудр - работника он ищет среди знакомых. Если так себе - то среди знакомых и родственников. А если не среди родственников и не среди знакомых, - значит, никакой он не вставший на крыло, а гордый орел и высокого полета птица, и нам о нем даже писать неприятно.
Потому что настоящему молодому предпринимателю искать сотрудников через кадровое агентство - дорого, а по объявлению - страшно. Не то, чтобы в деятельности его было так много сокровенных тайн и давящей ответственности, что к ней нельзя подпустить кого-то незнакомого. Но как-то… некомфортно.
Посему критериев выбора первого работника бывает два:
- подешевле
- хоть шапошно знакомый, чтоб не страшно было разговаривать
Как правило, этим усовиям соответствует какой-нибудь, по чистой случайности, нигде в это время не занятый человек.
И вот, пройдя среди знакомых с мелкоячеистым бреднем, я взял на работу:
- бывшего омоновца, ветерана обеих чеченских войн
- потерявшего затем по рассеянности гражданство (один документ украли, второй куда-то делся, никаких данных о принадлежности к России нигде не оказалось, и пришлось снова становиться гражданином по полной процедуре. Благо, и жена, и ребенок оставались россиянами)
- между омоном и мной работавшего в снабжении какого-то завода, где не платили денег, зато научили брать откаты, о чем он рассказывал с просветленным лицом
- а потом монтировавшего кондиционеры
Я имел на него большие планы: сначала - водителем на своей машине, возить запчасти за очень маленькие деньги. А потом, конечно, карьерный рост. Мы ведь у самых истоков.
Я сел в офисе - принимать звонки, подбирать запчасти и рулить финансовыми струйками. Андрей стал ездить к поставщикам, к клиентам и на транспортные компании.
Для человека, принимающего звонки в офисе, а не за баранкой - поток запросов оказался вполне посильным. Оборот вздохнул - и вырос в полтора раза.
Водитель из Андрея, кстати, получился прекрасный, системы fire-and-forget: получив задачу, дальше делал все сам, с максимально возможной скоростью и не требуя микроконтроля.
Тем временем, сайт индексировался все лучше и лучше, с контекстной рекламой я тоже разобрался, и звонков становилось все больше. К концу лета я купил каблучок Рено Кангу, нанял (по объявлению на rabota.ru - я на глазах становился опытней) другого водителя, а Андрея перевел в офис. Тут появились вопросы.
Во-первых, оказалось очень сложно учить человека, не отрываясь от интенсивной работы с клиентами. Я и вообще-то не лучший в мире учитель, а тогда никакой методики у меня не было вообще. Процесс обучения выглядел так:
Я (не отрываясь от подбора запчастей, сую Андрею лист из принтера): Читай….
Андрей (прочитав): Что это?
Я (машу рукой, потому что у меня в ухе телефон с клиентом в нем).
Большая пауза.
Я (повесив трубку): Это список конструкционных групп МАН. Сейчас…
(звонок, разговор с клиентом, большая пауза)
Я (повесив трубку): Иди сюда, я сейчас буду подбирать и комментировать, а ты запоминай и следи по ли…
(звонок, разговор с клиентом, я переключаюсь на другую программу).
Передача звонков Андрею тоже помогала не слишком, потому что первое время он мог только громко дублировать то, что ему говорили в ухо, а затем передавать мне трубку или ретранслировать ответ.
Паровая машина бр. Черепановых имела КПД много выше, чем у нашего обучения. Понимая это, я злился:
- на себя - за неумение объяснять;
- на себя - за выбор кадров;
- на Андрея - за неумение схватывать всяческие тонкости работы, которой он никогда не занимался, на лету и с полуфразы
Раздражение мое отдельно затрудняло учебу: вместо того, чтобы объяснять медленно и подробно - я гавкал.
На самом деле, эта небольшая история - не про одну, а про две кадровых ошибки. Кроме того очевидного факта, что, взяв сотрудника, требующего обучения, нужно учить его хоть сколько-нибудь системно, причем в отдельное от основной работы время, - важно не упустить еще один момент.
Я понимаю, что совсем не сразу заметил, когда с таким скрипом обученный Андрей - перестал крякать и взмахнул белыми крылами, а клиенты стали уходить от него улыбчивыми и румяными. Он прилично уже времени был уже хорошим специалистом - а у меня перед глазами все стоял образ, нарисованный во время трудного обучения.
И, в общем-то, только мое везение виновато в том, что он досидел до момента, когда я вдруг понял - опа! да он же все прекрасно умеет.
Собственно, благодаря этому везению у меня сейчас есть хороший начальник отдела продаж.
Ну и дружеские отношения, из-за которых он когда-то попал ко мне в сети, мы, в общем, сохранили. Что еще странней.
Воспоминания будут продолжены в
следующей серии, а вот список того, что уже вспомнено:
Не На Дядю, или Такой бизнес, что почти фриланс Как я побоялся заказать сайт, или У трехногой лошади много достоинств Про то, как у меня не получилось и долго болела голова Предыстория: среди болотного уюта
А вы-то, вы-то, господа? Вы как искали первых сотрудников? Через кадровое агентство сразу?
Опубликовано в блоге
Жуткое Дело.
Оригинал поста
находится здесь.
Вы можете
оставить комментарий в блоге.