год: 2001
страна: USA, Canada
жанр: drama, romance
режиссер: Marc Forster
в ролях: Billy Bob Thornton, Halle Berry, Heath Ledger, Peter Boyle, Mos Def, Sean 'P. Diddy' Combs
композитор: Asche & Spencer
IMDb Rating: 7.2/10
- Ты ненавидишь меня. Отвечай! Ты ведь ненавидишь меня, да?
- Да, я ненавижу тебя. Всегда ненавидел.
- А я всегда любил тебя.
Потрясающий фильм. Настоящее произведение искусства. Удивительно тонкий с психологической точки зрения, драматичный и умный фильм, исследующий внутренний мир людей. Хэнк Гротовски (Билли Боб Торнтон) руководит бригадой, приводящей в действие казнь смертников на электрическом стуле. Эта профессия передается в семье Гротовски по наследству. До Хэнка этим занимался его отец, а теперь и сам Хэнк вместе с сыном Сонни (Хит Леджер) продолжают его дело. Продолжают не так охотно, как хотел бы дед. Хэнк с каждым днем, с каждой отправленной на тот свет жизнью смутно осознает, что зарабатывает для себя прямой билет в ад. Глядя на страдающего от безысходности сына, Хэнк все чаще срывается на нем, хотя злится больше на себя, на свою слабость и нерешительность, которые мешают ему хоть как-то, хоть немного повернуть вектор жизни в другую сторону. Он видит, что Сонни - это уже другая версия его самого. Он - тот, кем Хэнк хотел бы быть, но по малодушию вынужден принимать чужие правила игры. И только, когда Хэнк знакомится с Литицией (Халли Берри, Оскар за эту роль), для мужа которой он сыграл роль палача, к нему приходит понимание, что еще не все потеряно. Он осознает, что еще не упустил возможность сделать кого-то счастливым, а она так рада, что не утратила способности чувствовать. Но пока она не знает, что именно Хэнк привел в исполнение казнь ее мужа. Он же не догадывается, что Литиция - жена того самого смертника, который верил, что рисунок гораздо лучше может передать внутреннюю сущность человека, чем фотография. Ведь только человек может по-настощему увидеть человека.
На первый взгляд, Бал Монстров - прямой конкурент фильмов Алехандро Гонсалеса Иньярриту. На деле же, картины Иньярриту и Марка Форстера идут параллельными курсами, а само название - Бал Монстров - больше отражает то, чем фильм мог бы показаться, но не то, чем он на самом деле является. Те люди, о которых снят этот фильм, являются "монстарми" в самую последнюю очередь. "Монстры" - те, кто в фильме не показаны. Те, кто живет в беспросветной тьме и не находит сил поднять головы, обвиняя в своих бедах других и позволяя душе сгнить от безысходной тоски по возможному счастью. Героев фильма ждет счастье, но не то, которое показывают в романтических комедиях. Это выстраданное счастье, основанное на обоюдной боли, которую в одиночку они вряд ли бы пережили. Очень важна для фильма завершающая сцена. Герои сидят на крыльце, ночью, молча едят мороженое и смотрят в усыпанное звездами небо. За пять минут до конца фильма понимаешь, что может быть два имеющих право на существование финала. Первый - самый простой путь - не оставит надежды и сольет все то, к чему герои шли весь фильм. Второй подарит фильму ту самую глубину, которую не описать словами. И слава богу что, Форстер избегает банального финала. Он не говорит, что все будет хорошо или наоборот - плохо. Он, как будто, оставляет приоткрытой дверь в темной комнате. В силах героев открыть ее полностью и впустить свет, к которому они так долго шли, или закрыть дверь, чтобы уже никогда не открывать. Хэнк и Литиция не стали обижаться на жизнь, осознав, что жизнь - это они сами, и не стоит винить друг друга в обстоятельствах, которые сильнее их обоих. В этом великая сила Бала Монстров. И поэтому он каким-то непостижимым образом оказывается жизнеутверждающим фильмом, несмотря на название и на то, что драматических событий в нем хватит ни на один выбор академиков.
Отдельное слово, исполненное благодарностей и обожания, адресую композиторам Asche & Spencer, которые сочинили для фильма просто потрясающий эмбиент. Если быть до конца честным, то о Бале Монстров я узнал, послушав саундтрек Asche & Spencer. А первое знакомство с этими талатливыми ребятами у меня произошло на катастрофически недооцененном фильме того же Марка Форстера Останься. В обоих фильмах их музыка играет огромную роль, помогая в создании атмосферы и общего настроения. Впрочем, и в отрыве от фильма их музыка слушается на ура. Если хочется послушать что-то успокаивающее, медитативное, то мой выбор очень часто останавливается на Asche & Spencer.