год: 2008
страна: Belgium, Luxembourg, France
жанр: comedy, crime, drama
режиссер: Mabrouk El Mechri
в ролях: Jean-Claude Van Damme, François Damiens, Zinedine Soualem, Karim Belkhadra
композитор: Gast Waltzing
IMDb Rating: 7.8/10
Наказания без вины не бывает.
Данный отзыв родился из чувства уважения, которое я испытываю после просмотра нового фильма Жан-Клода Ван Дамма. Никогда бы не подумал, что столь противоречивые, в хорошем смысле этого слова, чувства я буду испытывать от просмотра картины, главную роль в которой играет эта почти потухшая звезда боевиков. В фильме имени самого себя Ван Дамм почти не машет ни руками, ни ногами. По большей части он сидит в кадре с очень усталым выражением лица, а ближе к финалу выдает впечатляющий монолог минут на 10-15, со слезами и активной жестикуляцией. Бьюсь об заклад, что у Ван Дамма никогда не было такого бенефиса на экране в качестве драматического актера. Остается только пожалеть, что лицедействовать по-настоящему он смог себе позволить только к пятидесяти годам. Хотя, без этого полувека, без преодоления себя, усердных тренировок, наркозависимости, возможно, и не пришла бы та мудрость, которой знаменитый бельгиец делится со зрителем. И ведь видно, что все это наболело, что каждый взгляд, каждое выражение лица - это и не игра вовсе, а выстраданные переживания, из которых был слеплен этот почти автобиографический фильм. "Почти" потому что события в фильме вымышленные - это некая фантазия, взгляд со стороны на то, что могло бы произойти с человеком по имени Жан-Клод Ван Дамм, и как эти события повлияли бы на его судьбу и отношение к жизни.
Приятно, Ван Дамм не только переживает и размышляет о судьбе, но и оставляет за собой право поиронизировать над самим собой и киноиндустрией вообще. Киноманьякам фильм будет интересен вдвойне, хотя бы потому, что в картине показаны фрагменты киношной "кухни", а штаб-квартира комиссара полиции, руководящего освобождением заложников, находится в видеопрокате. Поэтому с задних планов частенько бросаются в глаза знакомые обложки любимых фильмов. Конечно, сюжет в фильме не бог весть что, но он никогда и не был сильной стороной вандаммовских фильмов. После Ж.К.В.Д. Жан-Клод стал для меня ближе к Слаю Сталлоне, который всегда пытался донести до зрителя что-то важное, ни разу не давая своим фильмам скатываться к бессмысленной бойне. Конечно, Ван Дамм за свою карьеру не играл героев, которые могли бы хоть как-то сравниться с Рокки или Рэмбо, но свой след в кинематографе он оставил. Мое и предыдущее поколения знают, кто такой Ван Дамм, помнят его знаменитую растяжку и фактурную внешность, которая досталась ему в награду за годы тяжелых тренировок. Но красота тела с годами имеет склонность увядать. В то время, как у душевной красоты нет срока годности. И когда я вижу проявление этой самой красоты в, как казалось, давно отбегавшем свое Ван Дамме, когда актерская игра в его исполнении намертво приковывает к экрану, это рождает понимание того, что этот мир никогда не перстанет удивлять и всегда будет намного прекрасней, чем мы все о нем думаем.