Загадочная история Бенджамина Баттона [The Curious Case of Benjamin Button]

Feb 06, 2009 02:34






год: 2008
страна: USA
жанр: drama, fantasy, mystery, romance
режиссер: David Fincher
в ролях: Brad Pitt, Cate Blanchett, Tilda Swinton, Jason Flemyng, Taraji P. Henson, Julia Ormond, Elle Fanning, Ted Manson, Jared Harris
композитор: Alexandre Desplat
IMDb Rating: 8.4/10

Начиная с собранной из разноцветных пуговиц заставки Paramount Pictures и заканчивая птичкой-колибри, хлопающей крыльями за стеклом больничной палаты, этот фильм проведет зрителя через удивительный красоты коридор времени, тихо нашептывая на ухо сказку о человеке, которому по странному стечению обстоятельств было суждено родиться не таким, как все. Новый фильм Дэвида Финчера поставлен по мотивам небольшого рассказа Скотта Фитцжеральда о человеке по имени Бенджамини Баттон, появившемся на свет старцем и закончившим дни в пеленках на руках любимой женщины. В этой истории есть тайна, есть философия, но совсем нет загадочности. Удивительный феномен Бенджамина (Брэд Питт) воспринимается как нечто обыденное не только героями картины, но и нами - зрителями. Скорее всего, фильм и вовсе бы ничего не потерял, если бы речь шла о самом обыкновенном человеке, который прожил свою жизнь не задом наперед, а как все остальные люди - покрываясь морщинами, седыми волосами, зарабатывая ревматизм и традиционный старческий маразм. Общее впечатление от такого развития событий ухудшилось бы едва ли. В рассказе Фитцжеральда была интересная мысль о том, как сложилась бы судьба человека, родись он обремененным жизненным опытом (в практической его части), но девственно чистым в эмоциональном плане. Финчер же от этой идеи отказался. Его Баттон отличается от книжного тем, что воспринимает с читстого листа абсолютно все. А в таких условиях феномен "старения наоборот" становится не таким уж и важным, чтобы строить на нем весь фильм. К чести Финчера, он вытягивает картину на высокий уровень другими, несюжетными, несценарными средствами, а именно - атмосферой, которая благодаря невероятной красоты визуальному стилю вкупе с музыкальным обрамлением Александра Деспла с лихвой компенсирует и нещадный хронометраж, и предсказуемость всех без исключения сюжетных коллизий.

Назвать работы актеров выдающимися язык не поворачивается. По большому счету, за героев больше говорит их make up. Питт хороший, Кейт прекрасная - это да, но на их месте можно спокойно представить и других не менее талантливых актеров. Странствия Бенджамина Баттона по миру и его отношения с Дейзи (Кейт Бланшет) неуловимо напоминают то, что мы видели в оскароносной картине Роберта Земекиса с Томом Хэнксом в главной роли. Благо сценарист у фильмов один и тот же. А наивное лицо Брэда Питта, чей герой будучи теле взрослого человека, словно ребенок, постигает мир, мы тоже уже где-то видели. Правильно - Знакомьтесь, Джо Блэк. Но это я не к тому, что фильм Финчера вторичен. Так или иначе, в таких идельных пропорциях, с таким безупречным вкусом и любовью к деталям, снимает далеко не каждый режиссер и не каждый свой фильм. Даже несмотря на совершенно лишнюю, на мой взгляд, сюжетную линию, в которой дочь Дэйзи (Джулия Ормонд) читает вслух дневник Баттона, фильм затягивает, в него погружаешься, будто в теплую ванну, из которой потом не хочется выходить. Интересно также, насколько фильм кажется эпическим и камерным одновременно. То есть умом понимаешь, куда ушел 150-миллионный бюджет, но ощущения от увиденного не задерживаются на уровне лишь зрительного восприятия. Все эти безупречные картинки и образы, которыми Финчер наполнил свой фильм, оставляют неизгладимый след где-то в подсознании. Добиться совершенства видеоряда и тем самым превратить его в тонкий инструмент воздействия на души зрителя - это Финчеру удалось в полной мере. За это в первую очередь его и нужно хвалить. Потому что, если начать вдумываться, то работа, проделанная Финчером и Ко потрясает. Заслуживает уважения не только то, что он сдвинул такую махину с места, но и пришел к положительному результату, за который ему - Финчеру - стыдно быть никак не должно. И не беда, что при грандиозном размахе и звездном актерском составе картина получилась далеко не массовой. Голливуд как раз и хорош тем, что рискует выделять огромные бюджеты под амбициозные проекты. Финчер доказал в этом плане свою профпригодность и ожидания зрителей, по большому счету, оправдал. Поэтому большинство оскаровкских номинаций, которых удостоился фильм, иначе, как заслуженными, не назовешь. Ну а Брэд Питт заслужил Оскар за мужество каждый день высиживать по пять часов в гримерке и отдавать свое лицо на растерзание компьютерщикам. Попробуй, найди еще где-нибудь такого терпеливого актера.

UPD. Несколько слов вдогонку после пересмотра фильма.

Все-таки, в 2009-ом году нужному восприятию "Бенджамина Баттона" помешало, во-первых, прочтение первоисточника, с которым экранизация по некоторым вопросам расходится, а во-вторых, тот факт, что сюжетный каркас картины сценаристы вплоть до нюансов позаимствовали из Форреста Гампа. Отсюда были сделаны поспешные выводы о том, что фильм не оправдывает ожиданий. Но выводы эти оказались неверными - на тот момент фильм не только оправдывал, но и превосходил все мои ожидания. Он был намного умней и красивей, чем я тогда мог себе это представить. Просто к пониманию некоторых вещей нужно было придти. Должно было пройти какое-то количество времени (в моем случае - год), и нужно было поднакопить определенный жизненный опыт, чтобы в полной мере оценить величие этого фильма. Ведь он - о времени, которое в обличье Брэда Питта сходит на землю, чтобы напомнить людям о том, что все в конце концов проходит. Нет ничего вечного на этом свете, и нужно ценить каждое мгновение отпущенного нам срока. Об этом нелегко думать, и уж тем более смотреть об этом фильм, который длится практически три часа. На поверхности картина кажется очень длинной, чересчур размеренной и даже скучной. Но именно такой она и должна быть, исходя из тех идей, которые она в себе заключает. Перед просмотром нужно отбросить все мысли, успокоиться и пропитаться атмосферой, которая густым сиропом разлита на всем протяжении этой удивительной ленты. И еще нужно избавиться от мысли, что смотришь блокбастер, потому как под это определение фильм подпадает лишь благодаря солидному бюджету, потраченному на спецэффекты. По настроению это очень камерное и тихое кино, которое нужно смотреть внимательно, вглядываясь в лица героев и следя за интонациями их спокойных голосов. Здесь на лицо редкий случай большого стиля в кино, когда спецэффекты не бросаются в глаза, затмевая сюжет, а очень скромно и красиво его обрамляют.





Previous post Next post
Up