Дорога перемен [Revolutionary Road]

Feb 09, 2009 12:52






год: 2008
страна: USA, UK
жанр: drama, romance
режиссер: Sam Mendes
в ролях: Leonardo DiCaprio, Kate Winslet, Kathy Bates, Michael Shannon
композитор: Thomas Newman
IMDb Rating: 7.9/10

В копилке мирового кинематографа лежит очень много фильмов о любви. Режиссеров и сценаристов всегда интересовало, почему два человека хотят и могут быть вместе, что приводит их к совместному счастью или наоборот - к разочарованию друг в друге. Среди этого огромного количества фильмов найдется лишь несколько, целиком и полностью посвященных глубокому и скурпулезному анализу гнилостного распада человеческих отношений. Дорога перемен один из таких фильмов. И как бы оптимистично ни звучало локализованное название нового фильма Сэма Мендеса, настраиваться перед просмотром нужно на тяжелое кино, в котором будет, над чем подумать.

Фрэнк (Леонардо ДиКаприо) и Эйприл (Кейт Уинслет) Уиллеры - красивая и внешне благополучная молодая пара, живущая вместе с двумя детьми в пригороде Коннектикута. На момент нашего с ними знакомства браку Уиллеров уже исполнилось семь лет. Первый же их разговор, свидетелем которого становится зритель, заканчиваетя бурной ссорой с выяснением отношений, размахиванием руками, гримасами злости и демонстрацией ненависти друг к другу. Таких эмоциональных всплесков между Уиллерами будет еще много. Что-то произошло с их чувствами за те семь лет, которые для зрителей так и останутся загадкой. Изначально ли Уиллеры не подходили друг другу или какая-то неизвестная сила постепенно подталкивала их в пропасть, в которой нет ничего, кроме бзысходности и пустоты, - на этот счет можно гадать и строить предположения. Единственные выводы, которые мы сможем сделать, будут основываться лишь на том материале, который приготовил для нас Сэм Мендес, а это - два часа тонкой драмы двух людей, которые день за днем, методично и ни на что не отвлекаясь, разрушают, как жизни друг друга, так и свои собственные.

В конце концов, Мендес приводит зрителя к парадоксальному выводу. Если отбросить предположение о том, что союз Фрэнка и Эйприл был обречен с самого первого дня их знакомства, то остается очевидное - их брак пошел под откос из-за предельно честных отношений друг с другом. Фрэнк и Эйприл то ли договорились о том, что будут до конца и во всем честы друг с другом, то ли это была их интуитивная и обоюдная внутренняя установка, но предельная откровенность, как оказывается, возможна только между двумя совершенно идеальными и во всех аспектах подходящими друг другу людьми. А таких, как известно, не бывает. Каждый нормальный человек любит в себе хорошее и ненавидит плохое. И понимание возможно только между теми, кто готов закрыть глаза на недостатки и сосредоточиться на достоинствах характера любимого человека. Любовь - это всегда жертва. Эйприл и Фрэнк не были готовы на эти жертвы, предпочитая искать причины своих неудач друг в друге. А эта дорога ведет не к счастью, а к полному взаимному непониманию и впоследстии к разрыву отношений и ненависти друг к другу.

В своем фильме Сэм Мендес идет до конца, пытаясь как можно лучше донести до зрителя теорию о "полезном" для отношений несовершенстве любящих людей. Этой цели служит и погоня за химерой в виде поездки в Париж, которая, по большому счету не нужна никому из героев, и персонаж Майкла Шеннона, выступивший в фильме в роли голоса разума, который не был услышан Фрэнком и Эйприл, а только усугубил их и без того обреченные попытки выбраться из болота взаимных придирок и тотального непонимания. В финале фильма со всей ясностью показано, что история Фрэнка и Эйприл - это лишь немного утрированный частный, но не претендующий на уникальность, случай. Уникальность геройев Уинслет и ДиКаприо оказалась лишь в том, что они в своих эгоистических порывах пошли до конца, не приложив ни малейшего труда, чтобы одуматься и перестать искать виноватых друг в друге. Наверно, счастьем обладают лишь те, кто способен идти на компромисс со своими амбициями ради другого человека. Порой это бывает так же просто, как убавить громкость в наушнике слухового аппарата.

Дорога перемен - это не только доскональное исследование тонкой материи человеческих отношений, но и прекрасное произведение искусства от такого мастера, как Сэм Мендес. Внимательный и чуткий зритель, без сомнения, насладится безупречной операторской работой, которой всегда славились фильмы режиссера Красоты по-американски. В этом же аспекте стоит упомянуть и о традиционно сильном у Мэндеса эпизоде у окна, разные вариации которого встречаются во всех его фильмах. Визуальный ряд, как всегда, идеально точно дополняет музыка Томаса Ньюмана. По большому счету, весь фильм звучит один и тот же мотив, но, несмотря на это, он кажется очень разным в зависимости от конкретного эпизода. Музыка Ньюмана завораживает и держит в напряжении одновременно. Дорога перемен - самый "актерский" или, если можно так сказать, самый театральный фильм Сэма Мендеса. Во многом за это можно быть благодарными невероятным актерским работам Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет. Без сомнения, они - одни из лучших актеров нашего времени. Этот фильм стоит посмотреть хотя бы ради того, чтобы увидеть, как эти люди способны выкладываться на съемочной площадке, полностью, до последней капли отдаваясь переживаниям своих героев. Дорога перемен - одна из лучших драм 2008-го года. От квартета Мендес-Ньюман-ДиКаприо-Уинслет сложно ожидать другого результата.





Previous post Next post
Up