Голод [Hunger]

Feb 19, 2009 15:21



год: 2008
страна: UK, Ireland
жанр: drama, history
режиссер: Steve McQueen
в ролях: Michael Fassbender, Stuart Graham, Liam Cunningham
композитор: Leo Abrahams, David Holmes
IMDb Rating: 7.5/10

Режиссерский и сценарный дебют Стива МакКуина. Фильм - участник 61-го Каннского кинофестиваля. Программа «Особый взгляд», «Золотая камера» за лучший дебют. В фильме рассказывается о последних днях жизни Бобби Сандса (Майкл Фассбендер), который в 1981 году, будучи заключенным в тюрьму вместе с другими активистами Ирландской республиканской армии, возглавил голодовку с целью добиться для узников политического статуса. На самом Бобби Сандсе режиссер концентрирует внимание лишь во второй половине фильма, а до этого уделяет много времени "особенностям" тюремной жизни, причем делает это со всей прямотой и откровенностью. Обилие жестоких, шокирующих, сцен иногда вызывает желание отвернуться от экрана и больше не возвращаться к просмотру. МакКуин не спешит раскрывать карты, предпочитая вначале обрисовать уже сложившуюся ситуацию, и не вдается в подробности того, что привело людей в камеры. Для него это будто бы и не важно. Основная цель видится в том, чтобы показать мучения людей безотностельно степени их вины. Однако дефицит информации о героях с лихвой компенсируется желанием узать, за что эти люди подвергают себя нечеловеческим страданиям.

Со второй половины фильм становится смотреть еще интересней. МакКуин слегка приоткрывает завесу тайны над личностью Бобби Сандса, причем делает это, отказывшись от подчеркнуто реалистичного, основанного на визуальных образах, стиля повествования. Диалог Сандса со знакомым священником длится чуть более двадцати минут, снят единым планом, без склеек и маневров камерой. Двадцать минут отрывистых нервных реплик, четыре выкруенные сигареты - и вот уже становится понятен не только мотив действий главного героя, но и все те качества, благодаря которым он обрел лидерский статус. Дальше и вплоть до самого финала мы будем наблюдать за медленной, мучительной смертью Бобби Сандса от голода. В этой связи нельзя не упомянуть о Майкле Фассбендере как о человеке, который повторил актерский подвиг Кристиана Бэйла. Ближе к концу фильма на его истощенное, покрытое язвами, обессилившее тело действительно больно смотреть. А МакКуину хоть бы что. Даже больше - он умудряется видеть во всем происходящем красоту. Но здесь речь идет не о смаковании страданий. Красота, скорее, в том, как МакКуин подмечает ничего не значащие на первый взгляд мелочи, которые, однако, на контрасте с общей атмосферой фильма становятся глотком свежего воздуха, как для зрителей, так и для самих героев. Снежинки, тающие на разбитых в кровь кулаках охранника, одинокая пушинка, парящая в звенящей пустоте тюремного лазарета. Слишком мало красоты, чтобы изменить мир. Слишком много, чтобы пройти и не заметить.


Previous post Next post
Up