12 разгневанных мужчин [12 Angry Men]

Apr 06, 2009 18:27






год: 1957
страна: USA
жанр: drama
режиссер: Sidney Lumet
в ролях: Martin Balsam, John Fiedler, Lee J. Cobb, E.G. Marshall, Jack Klugman, Ed Binns, Jack Warden, Henry Fonda, Joseph Sweeney, Ed Begley, George Voskovec, Robert Webber
композитор: Kenyon Hopkins
IMDb Rating: 8.9/10

Обсуждая - возражай, возражая - предлагай.

Идет суд над мальчиком, которого обвиняют в убийстве собственного отца. Финальным аккордом процесса должно стать решение двенадцати присяжных. Виновен - парень отправляется на электрический стул, не виновен - его отпускают. Присяжные удаляются в совещательную комнату, где путем голосования должны решить судьбу обвиняемого. Единственное условие - решение всех двенадцати должно быть единогласным. Однако первое же голосование завершается со счетом 11 (виновен):1 (не виновен). Единственный, кто проголосовал против смертного приговора, - мистер Дэвис (Генри Фонда). Он не уверен в невиновности мальчика. Но в отличие от остальных, он сомневается и решает заронить крупицу сомнения в умы остальных присяжных. К финалу многочасового обсуждения оказывается, что в этом деле все не так очевидно, как казалось раньше, и отправлять подсудимого на смернтую казнь, по меньшей мере, преждевременно.

Сомнение. Путь к истине начинается с сомнения. Этот фильм не детектив, здесь абсолютно не важно, осудят ли мальчика, которого нам показывают лишь однажды, или оправдают. Важно, что за несколько часов мучительного обсуждения в душной атмосфере маленького закрытого помещения произошло чудо рождения. Рождение на свет одиннадцати новых людей. Не в прямом смысле конечно, а в духовном. Думаю, что название фильма - 12 разгневанных мужчин - есть ключ к пониманию всего фильма. Кто эти двенадцать человек? И чем они разгневаны? На первый вопрос ответ очевиден. Они - присяжные. Но чем они разгневаны? Вернее, позволено ли им быть разгневанными? Ведь присяжные по опрелению должны быть беспристрастными. В этом их суть, их функция как элемента правосудия.

Дело в том, что фильм Люмета есть нечто большее, чем судебная драма. Здесь драма даже не судебная, а социальная. Не имеет значения, присяжные перед нами или любые другие люди, ведущие спор, от решения которого зависит что-то важное. У Люмета главное не то, какое решение принимается, а как принимается, на основе чего люди делают свои заключения. Люмет говорит, что человеческий фактор есть везде. Беспристрастны только бездушные машины. Для человека же побудительным мотивом к принятю решения чаше всего бывает не заложенная в него программа, а индивидуальный жизненный опыт, набор вкусов, предпочтений, в том числе и навязанных обществом стереотипов. Освободиться от всех этих факторов способен лишь мудрец. Но как же сложно это сделать - отказаться от позиции, принятой большинством. Ведь ты мгновенно становишься изгоем. Как сложно изменить свое решение, когда понял, что неправ. В противоборстве истины и нежелания быть изгоем последнее, как правило, побеждает.

Но не знать - не стыдно. Стыдно жить, когда за тебя думают другие, решают другие. Стыдно вести споры не ради истины, а для удовлетворения собственных амбиций, задетого самолюбия или нежелания признать ошибки. Герой Генри Фонды с читстой совестью ступает на умытую вечерним дождем улицу. И этого хочется пожелать всем нам - быть честными прежде всего перед самими собой.




Previous post Next post
Up