год: 2008
страна: Bulgaria
жанр: crime, drama
режиссер: Javor Gardev
в ролях: Zahary Baharov, Tanya Ilieva, Vladimir Penev
композитор: Kalin Nikolov
IMDb Rating: 7.8/10
Болгарский нео-нуар про то, как главный герой по кличке Мотылек, откинувшись из тюрьмы, открывает для себя новый мир - социалистическую реальность 60-х. У Мотылька есть план - посетить могилу сына, который родился и умер, пока папа пребывал в заключении, а затем убыть в теплые страны. Планам героя не суждено сбыться, т.к. прямо у тюремного порога его встерчают полицейские и увозят в пыточную, оборудованную в подвале женской бани. Там его встречает комиссар, с которым Мотылек и его любимая девушка Ада пятнадцать лет назад пытались украсть алмаз у русского ювелира по имени Владивосток Дмитриевич Люлюшкин (по-простому - Влад Дорогуша). По итогам ограбления хозяин алмаза приказал долго жить, убийство повесили на Мотылька, а сам алмаз бесследно испарился. Выпив яду и огрев скамейкой надсмотрщика, Мотылек сбегает из бани и устремляется на поиски Ады, которая, по всей видимости, должна прояснить сложившуюся ситуацию.
Дебютант от кинорежиссуры Явор Гырдев умеет рассказывать истории. Делает он это увлекательно, с циничным юморком и при этом серьезное выражение ни разу не покидает его лица. Это становится понятно с первых кадров, в которых какой-то человек рассказывает не лишенную очарования историю про влюбленного ассенизатора. По ходу пьесы подобных историй, напоминающих страшилки времен пионерлагерей, придется выслушать еще не одну, причем все из уст эпизодических персонажей, которые прямо на сюжет не влияют, но привносят в атмосферу определенную долю безумного абсурда. Мотылек каждый раз спокойно выслушивает эти истории и, не моргнув глазом, продолжает свой путь. А что ему байки про реки говна, смертоносные листы железа и актрису со спущенными штанами? Ведь мир, в котором он очутился, не только отказался устраивать ему радушный прием, но и всячески дал понять, кем или чем бывший примерный заключенный стал, ступив за порог тюрьмы - тем же говном, собственно.
Мотылек принимает правила игры, засовывает за щеку кусок дзифта (что в переводе означает гудрон или опять же - говно) и уверенным шагом отправляется искать справедливость. Найдет он известно что, а зрителю это и не важно, так как, отбросив в сторону антисоветские настроения, от этого многожанрового фильма можно получить настоящее удовольствие. Здесь форма безусловно главенствует над достаточно прозрачным содержанием. Однако форма эта очень изысканна, оригинальна и по-хорошему не приглажена в угоду морали. Вполне возможно, что по прошествии времени похождения Мотылька станут новой классикой и пополнят перечни фильмов, которые "вы должны посмотреть, пока не умрете". Во всяком случае, на фоне некоторых фильмов из подобных списков картина Явора Гырдева выглядит более, чем достойно.