год: 2009
страна: Denmark, Germany, France, Sweden, Italy, Poland
жанр: drama, horror
режиссер: Lars von Trier
в ролях: Willem Dafoe, Charlotte Gainsbourg
композитор: -
IMDb Rating: 7.6/10
Как бы там ни били себя ушами по щекам критики в Каннах, Антихрист - это кино с большой буквы. И даже посвящение Тарковскому (кто такой фон Триер по сравнению с Тарковским?) не кажется шуткой или очередной провокацией. Антихрист - это кино зрелого мастера, думающего человека, который мучается глобальными вопросами человеческого бытия. Он пытается найти ответы на эти вопросы, разговаривая со зрителем языком кинематографа. Очень красивым языком, нужно отметить. Фон Триер не боится экспериментировать, не стесняется шокировать зрителя. И к этому просто нужно быть готовым, чтобы потом не было мучительно больно за драгоценное время, потраченное без пользы для здоровья.
Антихрист наполнен символами, метафорами и скрытыми подтекстами. Не все и не всегда понятны, но одно можно сказать более-менее точно - фон Триер исследует внутреннюю человеческую природу по отношению к природе внешней. Он, словно, приводит в соприкосновение два этих мира, чтобы сделать какое-то подобие вывода о том, являются ли грехи и пороки чем-то, что характерно лишь для человека и чуждо природе, которую по негласному среди людей правилу принято обожествлять. Если ответ отрицательный, значит Дьявол живет в каждом из нас априрои, а не вселяется откуда-то извне. Поэтому (и как следует из названия) фильм фон Триера вступает в сложную полемику с христианской религией.
Те зрители, которые в фильме чего-то не поняли, должны злиться только на себя. Картина фон Триера не бессмысленна. В том плане, что снята она не ради создания дешевого ажиотажа, а чтобы, прости господи, заставить зрителя думать. А это иногда трудно сделать, не применив шоковую терапию. Безусловно, в фильме очень важную роль играет визуальная составляющая, от которой порой получаешь эстетическое удовольствие. Но ни один кадр, ни одна жестокая или кажущаяся непонятной сцена не используется режиссером для каких-то посторонних целей. За каждым движением камеры притаилась мысль, которую нужно найти и обмозговать на собственный лад, ибо простор для трактовок фон Триер оставил немаленький.