год: 1992
страна: USA
жанр: crime, mystery, thriller
режиссер: Quentin Tarantino
в ролях: Harvey Keitel, Tim Roth, Michael Madsen, Chris Penn, Steve Buscemi, Lawrence Tierney, Edward Bunker, Quentin Tarantino
композитор: -
IMDb Rating: 8.4/10
Бешеные псы - кино в своем жанре эталонное. В отличие от классических криминальных саг а ля Крестный отец или Однажды в Америке, в которых важны последовательность и размеренность повествования, здесь ставка сделана на взрывную динамику развития событий, напористый стиль изложения истории, хлесткие, искрящиеся диалоги и, конечно, ярких запоминающихся персонажей. Благодаря тому, что Квентин Тарантино привлек блестящий актерский состав и выжал из каждого "подопытного" по максимуму возможностей, взрывная энергия не прекращает хлестать с экрана ни на минуту, заставляя зрителя испытывать весь спектр эмоций, начиная от неприязни (и даже отвращения) к одним героям и заканчивая неподдельным сочувствием к другим. Тарантино увлекательно играет со временем в рамках этой, в общем-то, банальной истории. Он разбивает рассказ на несколько эпизодов, а затем начинает складывать мозаику в произвольном порядке, не заботясь о том, чтобы сохранить хотя бы приблизительную последовательность событий. Тарантино отбрасывает все ненужное, чтобы сфокусировать зрительское внимание на особом аспекте действия, суть которого кроется, по большей части, в выяснении отношений между «разноцветными» героями фильма. Из-за нелинейной композиции сюжета, которая рождает недосказанность между режиссером и зрителем, последний постоянно находится в неудобной позе, а причина всего этого кроется в элементарном незнании предыстории ограбления ювелирного магазина. Тарантино умело играет на этом незнании.
Основательно перетасовав колоду, он начинает в быстром темпе открывать карты одну за одной, однако находя при этом время для «лирических» отступлений, которые позволяют зрителю немного расслабиться, чтобы затем вновь окунуться в круговорот криминальных разборок. Тарантино, словно герой Майкла Мэдсена, пританцовывает в такт зажигательной мелодии - туда-сюда, шаг вправо - шаг влево, вперед-назад, причем делает это с легкостью и нескрываемым удовольствием от осознания свободы и правильности своих действий. Особую изюминку фильму придает бескомпромиссная манера режиссера в изображении сцен насилия. В последующих работах фирменный («тарантиновский») почерк в отношении жестокости на экране перерастет в некое подобие культа. Насилие ради насилия. Однако в Псах жестокость не является отправной точкой и ни в коем случае ни целью повествования. Жестокость здесь - необходимый ингредиент. Она не смакуется, а преподносится с изяществом. А самое главное в том, что жестокость никак не пересекается с юмором. Все отвратительное, как и положено, выглядит отвратительно, а смешное - смешно. Коктейль из этих удалых взъерошенных эпизодов целиком и полностью передает смысл названия картины - обезумевшие от безнаказанности и неожиданного вида крови псы неистово вгрызаются друг другу в глотки. Однако мир, с представителями которого нас знакомит Тарантино, пусть и гиперболизированный для достижения эффекта зрелищности, представляется отнюдь не однозначным в отношении оценок, которые по итогам просмотра мы выставляем поступкам героев. В рамках микросоциума «бешеных псов» все равно находится место состраданию, поддержке, доверию и даже какому-то подобию дружбы, пусть и в условиях, ограниченных правилами, которые продиктованы спецификой криминального рода деятельности героев фильма.