год: 2004
страна: Germany, Japan, UK
жанр: documentary
режиссер: Werner Herzog
в ролях: Graham Dorrington, Marc Anthony Yhap
композитор: Ernst Reijsiger, Eric Spitzer
IMDb Rating: 7.5/10
Полеты во сне и наяву.
Вернер Херцог из той породы мудрецов, которые открыто говорят "я знаю, что ничего не знаю", но все же упорно продолжают движение вперед навстречу поставленной цели. Херцог - сторонник эмпирического познания, но, как правильно подмечено в одной из статей о режиссере, его эмпиризм обладает особым свойством. Он - романтический. Поэзия жизни так или иначе присуща всем фильмам Херцога. И можно только подивиться его умению находить героев для своих документальных фильмов - таких же, как он, одиноких романтиков, готовых пожертвовать жизнью ради осуществления мечты.
Сложно передать в двух словах, о чем рассказывает эта картина. О чем угодно, но уж точно не о воздухоплавании, хоть на эту мысль и наводят красивые изображения парящего над кронами деревьев воздушного шара. Это очередная великая метафора от Вернера Херцога. Фильм-зеркало, в котором зритель найдет отражение собственной души. В этом смысле очень интересен один из героев картины - абориген-романтик Марк Энтони, который помогал главному герою снаряжать воздушный шар для полета. Этот человек, не будучи семи пядей во лбу, обладал поразительной способностью чувствовать жизнь, ценить ее мгновения и видеть красоту, которая сокрыта в самых простых вещах. Однажды увидев застывший на фоне заката силуэт каплевидной формы, Марк Энтони сравнил его с "белым бриллинатом", а Вернер Херцог уже потом использовал это сравнение в названии фильма. Это очень характерный для фильмов Херцога момент, когда что-то вдруг выходит из под контроля и начинает жить в кадре собственной жизнью.
Такое ощущение, что зачастую не Херцог находит сюжеты, а сами они находят его. Поэтому кажется, будто снимать фильм было так же легко, как дышать, а задача режиссера сводилась к тому, чтобы в первозданном виде попытаться донести магию жизни до зрителя. Херцогу очень близка мысль о том, что прониконовение в самую суть явления, тщательный анализ и узнавание о чем-то в мельчайших подробностях разрушает волшебство. Отсюда и желание не обяъснить увиденное, но попытаться ретранслировать атмосферу тайны с помощью изображения и звука. Поэтому Белый бриллиант повествует не о технике, а о людях. О самых настоящих эмоциях, которые невозможно сыграть и которые человек способен испытать, только оказавшись на границе преодоления невозможного. Это фильм о тонкой материи жизни, которая становится осязаемой в короткие мгновения побед над собственными страхами и сомнениями. Для Херцога жизнь - это непрерывная борьба с хаосом. И только в попытках (пусть и обреченных) упорядочить этот хаос проявляется величие духа человека и его истинное предназначение.