год: 1974
страна: West Germany
жанр: biography, drama, history
режиссер: Werner Herzog
в ролях: Bruno S.
композитор: -
IMDb Rating: 8.0/10
Разве не слышите вы повсюду ужасный крик в том, что принято называть тишиной?
В американском прокате фильм вышел под названием Загадка Каспара Хаузера, хотя пресловутое появление и окутанный тайной уход из жизни знаменитого найденыша 19 века интересовали Вернера Херцога, мягко скажем, не в самую первую очередь. Важным было показать столконовение естественного, не затронутого цивилизацией сознания с человеческим обществом, обнаружившим в этом взаимодействии ущербность основанного на условностях отношения к окружающему миру. Процесс окультуривания Каспара, привитие ему норм поведения, обучение языку и основам религии, фактически, оказываются для него новым местом заточения. Только теперь в кандалы оказываются заковаными его природное, основанное на интуиции мышление, способность воспринимать мир с чистого листа, а не вписывать жизненый опыт в религиозную или научную модель действительности, смотреть на вещи с детской непосредственностью, а не оценивающим взглядом изыскивающего выгоду из каждой мелочи дельца.
Херцог целиком и полностью находится на стороне своего героя. Он иронизирует над маленьким скрюченным нотариусом, который стремится во всех подробностях законспектировать историю Каспара Хаузера, считая свои заметки единственно верным средством отражения реальности. Отвратительными выглядят действия врачей, которые подобно стервятникам накинулись на едва остывшее тело, прямо-таки испепеляемые желанием объяснить "странности" Хаузера отклонениями от нормы в развитии его нервной системы. Но если эти персонажи у Херцога, пусть и слегка, но все же карикатурные, с главным героем дело обстоит совсем иначе. Каспара Хаузера играет Бруно С. - человек, который "в возрасте трёх лет был сильно избит матерью-проституткой, из-за чего на время потерял слух и попал в психиатрическую клинику, в подобных учреждениях провёл всё своё детство и отрочество; позже работал на заводе, лифтером, уличным музыкантом". Поэтому об "актерской игре" и "вживаемости в роль" здесь говорить неуместно. На экране снова реальная жизнь, и Херцог уже в который раз искуссно пользуется ею в качестве неиссякаемого источника вдохновения.