год: 1982
страна: UK, USA
жанр: drama, romance
режиссер: Alan J. Pakula
в ролях: Meryl Streep, Kevin Kline, Peter MacNicol
композитор: Marvin Hamlisch
IMDb Rating: 7.7/10
Принято считать, что история не знает сослагательного наклонения. В каком-то смысле это действительно так. Но это утверждение идет в разрез с тем фактом, что все в этом мире имеет свойство повторяться, а извлечь уроки из прошлого нельзя без рассмотрения альтернативных вариантов развития тех или иных исторических событий. История не просто упорядоченный во времени набор имен, фактов и явлений действительности с раз и навсегда определенными итогами, но непрерывный, очень сложный и внутренне противоречивый процесс, в котором каждое текущее мгновение определеятся производной от всего прошлого человеческого опыта. Чтобы понять, кто мы и куда движемся, необходимо раз за разом обращаться к прошлому, пытаясь с помощью огромного множества разрозренных, порой труднодоступных и зачастую крайне субъективных сведений не дать картине ушедших дней принять еще более смутные очертания, чем они есть сейчас.
Конечно, Алан Пакула со своим фильмом, поставленным по одноименному роману Уильяма Стайрона, не претендует на сколь-нибудь полный и даже приблизительный анализ причин и последствий Второй мировой войны. Здесь, думается, главная заслуга и ценность фильма состоит в том, что он, будучи от начала до конца пронизан чувством трагедии - пережитой, переживаемой и грядущей, - все-таки представляет собой не столько художественное описание отдельно взятой женской судьбы, сколько сильнейшую метафору жизни как таковой и войны в виде общемирового пожара, который, в определенном смысле, уже никогда не удастся потушить. Этот фильм - самый настоящий реквием, и кажется, что в образе женщины, вынужденной сделать свой самый страшный и в любом случае безальтернативный выбор, оказался сосредоточен весь бессмысленный ужас самой сути истребительной войны. Впрочем, стоит отметить, что фильм, несмотря на выдающуюся игру Мэрил Стрип, не столь сильно и откровенно бьет по эмоциям, как, например, Список Шиндлера. Пакула, в отличие от Спилберга, использует далеко не все возможные рычаги для того, чтобы заставить зрителя обливаться горючими слезами. Видимо, потому что тема и без того слишком тяжелая и болезненная, чтобы примешивать к ней пусть и тонко просчитанную, но все же искусственную мелодраму.