год: 2010
страна: France, UK
жанр: animation, comedy, drama, romance
режиссер: Sylvain Chomet
в ролях: Jacques Tati
композитор: Sylvain Chomet
IMDb Rating: 7.8/10
В этот анимационный фильм можно позволить себе влюбиться заранее. Иллюзионист - уникальное в своем роде, как по замыслу, так и по воплощению, произведение, второго похожего на которое попросту нет и не будет никогда. Это плод творческих усилий прославившегося семью годами ранее аниматора Сильвена Шомэ и одного из величайших комедийных актеров и режиссеров Жака Тати, чей незавершенный (в силу ухода из жизни) сценарий лег в основу картины, где сам автор воскресает на экране в виде своего рисованного двойника. При почти полном отсутвии диалогов "Иллюзионист" удивляет тем, насколько тонко и кинематографически точно в нем проработана анимационная реальность (природа, люди и даже вещи - все живое, настоящее), как бережно воссоздана атмосфера фильмов Тати с их особенным юмором, добротой, всеочищающей меланхолией и ностальгией по теплым человеческим отношениям, которые оказываются самым верным средством от грусти и одиночества.
С этим фильмом Шомэ возвращается к вечным чаплинским темам и традициям, которые редко встречаются в современном кинематографе. В Огнях большого города маленький Бродяга встречает слепую цветочницу и из любви к ней старается достать денег на операцию, которая могла бы вернуть ей зрение. Здесь тоже есть (почти что) бродяга - одинокий, исполненный неуклюжей грации и практически потерявший веру в волшебство своей профессии иллюзионист. В родной Франции ему не дают ангажемента, поэтому он отправляется в Эдинбург, где встречает свою "слепую цветочницу" - юную девушку, которая наивно принимает его за самого настоящего волшебника. Это не то чтобы завязка истории в классическом ее понимании. С композицией у Жака Тати всегда были непростые отношения. Нет, в этом необычном знакомстве, в трогательной заботе героев друг о друге и желании стареющего фокусника сберечь в юном сердце девушки веру в прекрасное как раз и заключается весь смысл. Этот фильм, местами смешной, а порой задумчиво грустный, весь пронизан невероятным ощущением жизни как череды ускользающих мгновений. Подобно хаотичным движениям белого мотылька, порхающего на фоне ушедшего в затемнение экрана, каждое из этих мгновений никогда не повторится. Тем ценнее кино, которое в суете наших дней может так ненавязчиво и просто напомнить о дефиците доброты. О том, как важно, отдавая частицу себя другому, делать это безвозмездно.