год: 2003
страна: Germany
жанр: comedy, drama
режиссер: Wolfgang Becker
в ролях: Daniel Brühl, Katrin Saß, Chulpan Khamatova
композитор: Yann Tiersen
IMDb Rating: 7.8/10
Удивительно правдивое, умное и тонкое кино получилось у Вольфгана Бекера. Не навязывая никаких взглядов, не делая суждений, оставляя за кадром личное отношение к событиям 1989 года, он сумел передать только саму суть произошедшего, сконцнтрироваться на наиболее значимых деталях. А что является более значимым для человека, чем его идеалы? Ничто пожалуй. Лечь спать и уснуть, будучи в одном государстве, а проснуться в другом - это не сказка. Это реальность, с которой столкнулись не только жители Германии, когда Берлинская стена перестала разделять страну на восток и запад. Советский Союз перестал существовать так же мгновенно, как и ФРГ с ГДР. Можно сколько угодно спорить, являлся ли коммунизм действительно спасением для общества или не являлся. Бесспорно лишь то, что у огромного множества людей в одно мгновение ушла почва из под ног. Их идеалы, ценности и убеждения были развеяны по ветру. Стали никому не нужны. Нынешнему поколению, возможно, не понять всей трагедии произошедшего. Но стоит хотя бы попытаться, так как это наше прошлое. Прошлое, ошибки которого лучше не повторять.
Герой фильма Алекс (Даниэль Брюль) вынужден ухаживать за больной матерью. Что, вроде бы, особенного? Ситуацию осложняет то, что она впала в кому до крушения Берлинской стены, а очнулась уже после. Коммунистические взгляды матери Алекса составляли основу ее мировоззрения. Поэтому Алекс решает не сообщать ей новостей о крахе теории "развитого социализма", попытаться всеми силами создать для мамы иллюзию того, что ничего вокруг не изменилось, и тем самым продлить ей жизнь. Пусть даже ценой создания в отдельно взятой комнате уже не существующего государства.
Не думаю, что такой сюжет должен показаться не имеющим права на существование. Стоит только задуматься, на что готов пойти каждый из нас ради матери. Поэтому при виде трогательной заботы Алекса щемит сердце, а весь хаос перемен, творящийся вокруг, кажется глупостью, шуткой и бессмыслицей. Начинаясь, как комедия, фильм постепенно перерастает в сильнейшую драму. Драму нескольких поколений, искаверканных жизней и крушения надежд. А после просмотра остается ощущение грусти. Но не светлой грусти, а, скорее, безысходности, от которой можно только разводить руками и вздыхать, сдерживая наворачивающиеся слезы. И долго еще не проходит ностальгия по времени, когда немецкая семья во время загородной поездки могла, искренне радуясь, напевать песенку про "серенького козлика" или "чижика, собаку и волка-забияку...", и всех вокруг объединяла общая идея достижения лучшей жизни. Как ни странно, это утопическое время было. И пусть оно существовало лишь в умах. Это все же лучше, чем то, что мы имеем сейчас.