"Закон изначально и создается (по крайней мере так декларируется), чтобы соблюсти справедливость. То есть справедливость изначально выше, а закон лишь инструмент приближения к справедливости".
Это весьма распространённое заблуждение, принятое среди обывателей. Так действительно декларируется, но всё обстоит иначе. Можно говорить о противостоянии закона и справедливости.
Чем меньше общество способно самостоятельно жить по справедливости, тем больше ему нужны "подпорки" в виде закона. На этом построен весь Новый Завет, все послания ап. Павла.
Справедливость - религиозное понятие, она связана с Богом (вне зависимости от того, существует Он, или нет). Закон - это своего рода отпадение от Божьего принципа, деградация его. Поскольку люди слабы, не могут подняться до уровня жизни по справедливости, то им приходится подчиняться закону. Здесь следует вспомнить также Христову притчу о неверном управителе (разумеется, правильно понятую, а не убогое истолкование Феофилакта Болгарского): если мы в чём-то важнейшем, духовном ослабеваем, то поневоле приходится обращаться к земным аналогам (торговцы и их расписки). Если не можем жить по справедливости - используем подпорки в виде закона. Соотношения веры и знания эта максима также касается. Эконом "Догадливо поступил, ибо сыны века сего догадливее сынов света" (Лк. 16:8) - это как раз о том. Здесь под "сынами века сего" подразумеваются люди, преуспевшие в земных делах, а равно и само преуспеяние в них. Как и следовало ожидать, реакционные церковники "благочестиво" перевели слова φρονίμος и φρονιμώτεροι в удобном для обывателя смысле - вместо "мудро" поставили "догадливо", вместо "мудрейше" сделали "догадливее". Не могут же "сыны века сего" в самом деле быть мудрее "сынов света")) Они и в первой книге Бытия не набрались храбрости признать, что змей был мудрейший))
Справедливость значительно выше закона, это настолько разнопорядковые вещи, что никакой, самый лучший закон к справедливости не приведёт. Здесь уместно привести пример Христианства и рационализма. Никакие самые убедительные аргументы и самые глубокие познания не приведут к пониманию таинства Святой Троицы. Скорее, наоборот - сделают гордым. Если у меня множество знаний, зачем мне Христос? "Я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды" (Откр. 3:17) - ведь это и к обилию знаний относится...
Закон точно так же вытесняет в обществе представления о справедливости, как инъекции некачественного инсулина блокируют выработку его организмом. Типичный пример - Запад. Уж куда больше развиться закону! А понятия справедливости у всех там размылись. Отчего же закон их всех не воспитал? Не сделал более справедливыми? Или закон изначально был неправильным? Но тогда что гарантирует его правильность?
Вот признание декана философского факультета МГУ:
"Юристы смешивают понятие права и истины. А это не всегда совпадающие вещи. Поэтому когда говорят о правовом государстве, считают, что это справедливое государство. Это далеко не так или не всегда так. Не случайно в «Споре факультетов» у Канта юристы объединялись в этом споре с теологами, а философы с медиками. Почему?
У юриспруденции нет фундаментального основания и тогда логично искать некий абсолют, например, в виде Бога. Именно поэтому в одном штате судят, в другом - нет, за одно и тоже преступление. Таким образом, когда выстраивается правовое пространство, это скорее правовой туннель, в который загоняют людей и общество, думая, что он ведёт к истине. Очень опасно когда большими системами управляют юристы, которые уверены в истинности правовых установок. Не случайно юриспруденция - это наиболее коррупционная зона и особенно в нашей стране..." (Обсуждение этой цитаты
здесь).
Читатель в обсуждении добавляет:
"Правовое мышление полностью выражает менталитет рационального и лишённого веры обывателя, массового человека. Поэтому обыватель во всех странах мира с жадностью за него ("правовое" мышление) ухватился. "
На ту же тему можно почитать это:
http://kot-begemott.livejournal.com/1538318.html.
Закон не только не ведёт к увеличению справедливости в обществе, но и умаляет её количество. Люди начинают верить не в справедливость, но в закон. Понятие справедливости выветривается. Одна религия заменяет другую... <недописано>