Важнее, чем Закон

Sep 14, 2015 19:17



Почему на Западе соблюдают закон? Почему его вообще соблюдают? Там законопослушное общество… Почему?

Первое, что приходит в голову - привычка. Но это неубедительно. Второе - это страх. То есть "кнут", если в мыслить в категориях "кнута" и "пряника". Третье - страх лишиться чего-либо, но чего именно - отдельный вопрос.

Рассмотрим развитие Запада начиная с эпохи Возрождения. В чём был его смысл? Запад вместо Бога в центр мира поставил человека. Бог теперь уже где-то на периферии. Что это означает?

Это означает, что сменилась система приоритетов, причём в самом базовом смысле. Раньше человек считал себя жалким придатком Бога. Он - никто, он за счёт Бога может что-то из себя представлять. Если что-то получилось, то исключительно с Божьей помощью. У мусульман это до сих пор так. Посмотрите военную хронику. Ракета попала в цель - сразу крики "Аллах акбар!" Это не сами бойцы поразили цель, это Аллах её поразил (их руками). Этих рук как бы и нет. Они вторичны. Сами бойцы придаток ко всемогущему Творцу.

Поражение цели - вообще не их достижение, это, во-первых, доказательство могущества Аллаха, а во-вторых подтверждение правоты веры. Раз цель поражена, у меня вера самая правильная. Я ещё более уверен в себе за счёт правильности моей веры. Мифа, на котором основывается моя жизнь.

Моя самооценка зависит не от индивидуальных достижений. Она опосредуется религией. Собственно, сейчас на Западе тоже так, схема-то универсальная, от неё никуда не денешься. Просто "религиозный посредник" стал другим. Верят в другое.

Мы видим у мусульман средневековое мышление во всей его красе. В Европе до эпохи Возрождения тоже так было.

В традиционной культуре человек имеет некую ценность исключительно потому, что его сотворил Бог, всемогущий и всесовершенный.

Что мы видим в Христианстве дальше? Бестолковый и слабый человек, великого благодеяния не оценил, совершил грехопадение. Но Бог и тут ему помог - послал Своего Сына: “Держи, Я тебе инструмент даю, работай над собой, восстанавливайся в прежнем качестве, падшая тварь”.

И вот человечество примерно 1500 лет жило в этой парадигме. Постилось, молилось, слушало радио "Радонеж"... "

"Вообще говоря, мы дерьмо, но с нами Бог, Он всегда поможет. Через своего Сына". Отсюда - Христоцентризм, иконы со Спасителем на каждом углу. Ну, и как развитие этого культа - Богоматерь, потом иконы со святыми, потом посвященные всяким Евангельским событиям... Это я обрисовываю ситуацию, я ничего не критикую.

Бог находится в центре Вселенной, я на периферии, я силён благодаря Ему. Только поэтому что-то стою из себя. Земная жизнь ценности не имеет, мы же все грешные, ущербные. Зато потом, после смерти, всё будет хорошо. Надо стараться жить так, чтобы спасти свою душу. То есть оказаться после смерти в комфортных условиях. А в земной жизни они не нужны, ведь она не самое главное. Отсюда - и медленное общественное развитие.

Европейцам всё это со временем надоело, и они решили: "Почему мы не можем сами жить, для себя? Получать комфорт здесь и сейчас?"

Они произвели нечто типа революции. Свергли Бога, как свергают царя. Человека поставили в центр мира, а Богу отдали периферию. Можно верить, а можно и обойтись...

Теперь "я" есть центр. Но на самом деле это означает, что я являюсь Богом.

Есть она тонкость. Наша душа по своей сути религиозна. В ней отведено специальное "психическое помещение" для веры. И оно, как и всё в природе, не терпит пустоты. И если не заполнено Высшим, то заполняется чем-то другим. Убрав оттуда Высшее, мы вовсе не лишаемся веры в Высшее. Просто Высшее оказывается у нас другим. Мы сами для себя Высшее. Об этом Достоевский очень хорошо писал.

Эта парадигма начала стремительно развиваться, как нигде в мире. Потому что никто из нормальных народов не додумался провернуть такой эксперимент над своею верой и душою.

Потом европейцы осознали основное препятствие к развитию, и сказали: "черт подери, все эти молитвы, обряды, иконы, христианскую борьбу с плотью, вот это вот всё. Особенно идея, что "трудно богатому войти в царствие небесное". Давайте постулируем иначе: кто успешнее, тот и святой." Они просто изгнали главные понятия из Христианства, совершив Реформацию, что ещё дальше увело от адекватного понимания сути вещей.

И, наконец, последняя реформация, которую совершил Фрейд: он заявил, что надо вообще жить ради собственных инстинктов. Это самое главное. Ежели инстинкт загонять вглубь, бороться с ним, как то делала вся традиционная культура с её маразматичной религиозностью, возникнут всякие неврозы да психозы. Во имя некоего условно понятого и взятого из головы "психического здоровья" человека окончательно приравняли к животному.

Однако сами не поняли, что сделали. Ведь взгляда с Высшей точки зрения на происходящее у Запада нет. А если нужен такой взгляд на Фреда - велкам.

Когда русские размышляют о европейцах, всегда совершают одну и ту же ошибку - смотрят на них, как на нормальных людей. Европейцы принципиально другие. У них совершенно иное строение души. Кстати, это находит выражение в их глазах. Этот гордый блеск на деле означает "я в центре Вселенной".

Это совершенно иная конструкция натуры, чем у нормальных людей. Западный человек верит в себя, а не в Высшие Ценности. Именно этой любовью к себе и объясняются успехи Запада, его стремительное развитие. Хотите достичь того же? Покончите с Высшим, полюбите себя.

Европеец соблюдает законы потому, что верит в себя. Потому что любит себя больше всего на свете. Это всё основано именно на той гордыне, о которой не устаёт твердить Христианство. Именно поэтому он соблюдает законы.

Ночью на абсолютно пустой трассе, без видеокамер, европеец обязательно остановится на красный перед пешеходным переходом. Нам важно то, что при этом он будет весьма гордиться, будет доволен собой. Исламский воин гордится Аллахом, европеец- сам собой.

Русский же человек, едучи на этой же трассе, с наслаждением проедет на красный, зная, что хоть сейчас может нарушить правила. Мы нарушаем закон и получаем от этого удовольствие - пусть и небольшое.

Вот оно, коренное различие. Что в нас, русских такого, что мы не европейцы, что получаем удовольствие от противоположного с европейцем действия? Просто мы верим в другое.

Распишем наши чувства детально. Мы не испытываем удовольствия от того, что нарушили закон. В нашем кайфе не превалирует нечто бунтарское, революционное. Даже если оно и есть, то не главное. Мы испытываем удовольствие от того, что нам не обязательно исполнять закон. Для нас закон находится на втором месте, а на первом Высшие Ценности.

Мы, русские, так и продолжаем верить в Бога, Высшую Справедливость, вообще Высшие Ценности. Но мы никогда не ставим в центр Вселенной себя. Именно здесь находится водораздел между нами и европейцами. Именно поэтому мы не соблюдаем законы, а они соблюдают.

У нас совершенно иное строение психики. У всех нормальных людей в её ядре, базе - у нас, у китайцев, индийцев, арабов, чеченцев - находится нечто Высшее. А у западного человека там сплошное себялюбие. Да, оно влечёт за собой некоторый страх, о котором писали многие исследователи, в частности Вальтер Шубарт - бессознательный страх низвергнуться с этого пьедестала. Именно отсюда у западных людей столько психических отклонений. У них с каждым поколением ухудшается генетика.

Пишут, что европеец, оказавшись в России, законы не особо соблюдает. Но человека нельзя вырывать из системы, он с нею одно органическое целое. Вне системы, в которой он сформировался, он как рыба, вытащенная из воды или капля, вытащенная из моря. Пересохнет или погибнет. Либо приспособится к иной среде, изменив своим коренным отличиям. Что не так?

На мой взгляд, исполнение законов, как и многое иное в человеческой жизни, основывается на запрятанной в самой глубине души идеологии. Ещё проще - на любви. Любви к чему-то. Европеец соблюдает законы из-за любви к самому себе.

Почти все правовые институты, существующие сейчас, были известны и в Средние Века - в обществе, еще веровавшем в Бога. Возьмём самый показательный институт собственности. Он был в Средние Века инструментом, не был самоценной священной коровой.

Часто собственность имела смысл лишь тогда, когда были традиционное люди и отношения. Договор, предметом которого была не собственность, а предметом которого была верность. Феодальные отношения построены на принципе верности. Передача ценностей, земли - лишь производная от договора верности. Вассал приносил клятву быть верным, сеньор давал ему защиту.

Феод - не земля как таковая, а договор о верности. Собственность регулировала личные, а не имущественные отношения. Показательно, что именно со времени эпохи Возрождением институт собственности начинает меняться. Личные отношения в нём уходят и исключаются вообще, понятие верности здесь между людьми здесь пропадает.

Остаётся элемент выгоды. Теперь земля сама по себе залог собственности, залог того, что я буду счастлив и передам я её только в обмен на что-то материальное. Верность больше не интересует. Личные моменты становятся не нужны.

Поменялось отношение к миру - от верности произошёл переход к пользе. В этой системе покушение на имущество есть покушение на счастье, кое - в богатстве. Всё должно быть обставлено так, чтобы были гарантии, что индивид это счастье не потеряет.

Тем самым человек рассчитывает не на Бога, а на общество с законом, ожидая от него защиты. Он начинает в общество и закон верить. Смею утверждать, что Россия не прошла через подобную эпоху Возрождения.

Идём дальше. Возникает вопрос: при каких условиях русский будет соблюдать закон, не веря в него?

Восточный человек с его менталитетом “сила-слабость” соблюдает законы из страха наказания, перед силой. В Китае, типичной восточной юридической системе, не было понятия права, был только долг. Либо наказание за его невыполнение, либо награда, если выполнил.

Какой мотив можно дать русскому? Запугать? Тем самым русский станет восточным человеком, это возвращение к Традиции. Это превращение России в Иран. Но мы уже не те, возвращение станет фарсом после реформ Петра. Мы обратились к Западу с его соблюдением законов.

Когда нам дают веру в закон, призывают быть законопослушными, то нам, по сути дела, насаждают любовь к Западу. Русский может соблюдать законы не потому, что любит самого себя - ведь такой любви у него нет, как нет ни у кого из нормальных народов - но исключительно из его любви к Западу.

Западные люди верят в самих себя, любят себя более всего на свете, и потому соблюдают законы. Русскому же не предлагают верить в себя и потому соблюдать закон, ему предлагают верить в Запад и соблюдать закон.

Стать законопослушным, "чтобы жить как на Западе" именно это и означает. Верьте в Запад, и потому становитесь законопослушными. Необходимое логическое звено - "вера в себя/любовь к себе" при этом замещается на другое, "вера в Запад". Об этом почему-то никто и никогда из наших реформаторов не говорит вслух. Они неявно подразумевают, что русские имеют точно такую же структуру личности, как европейцы?

Как видите, мотивация русской законопослушности совершенно иная. Что это, как не карго-культ?

Ведь мы не заимствуем у Запада саму структуру личности "возведение_себя_в_центр_мира", из которой непосредственно и вытекает его законопослушность. Мы заимствуем саму законопослушность как таковую. Вырванную из целостного контекста. Следствие, а не причину.

Нам подсовывают Запад как эталон, на который следует равняться. Но для Запада таким эталоном, Высшим для себя является он сам. Нам же предлагается считать Запад Высшим для нас. Верить в него сильнее, чем в наши привычные Высшие Ценности.

Тут ведь дело совершенно не в исконности: "ах, какой кошмар, нам предлагают отказаться от своего, старого, доброго, традиционного!" России отказываться от старого и привычного не впервой. От изжитого, вредного, мертвящего, мешающего двигаться вперёд... Дело в том, что нам предлагают избавиться от нормального. Естественного. Жизненно необходимого. От той структуры личности, которая отличает 3/4 жителей нашей планеты. Во имя того, чтобы походить на оставшуюся четверть. Потому что она ушла вперёд по развитию. По какому? - хочется спросить. Политическому и научно-техническому? Да. А по нравственному? Ведь во имя этого развития пришлось отказаться от Христа в душе. От тех идеалов Справедливости, в которые мы, русские, продолжаем верить.

Мы знаем уже, что в нашей психике есть только одно "психическое помещение" для Высших ценностей. Там всё как бы стоит рядышком: понятия Бога и отца, Родины и матери... Именно это место, по сути дела, и предлагают занять Западом - когда требуют от нас стать законопослушными. Нам предлагают возлюбить Запад более себя, более всего, более Бога... Что там на сей счёт Христос говорил? Именно поэтому Россия и сопротивляется проводимым реформам.

Обратите внимание. Этим духом - "хочу быть, как на Западе" - проникнута вся наша современная культура. Типичный пример - кинематограф. Это умонастроение, тайная мысль, чувствуется всегда. Именно поэтому наша культура и топчется на одном месте. Вместо того, чтобы двигаться вперёд. Обратите внимание: все более-менее приличные фильмы последнего десятилетия имеют иной, традиционный посыл. Призывают к иным ценностям.

Чтобы понять, что происходит, надо начать мыслить не экономическими и социологическими терминами, но религиозными.

Запад в данном случае становится Богом, божеством. Я хорошо понимаю этот дебилизм в структуре личности западного человека - любить себя и потому исполнять закон. Любовь к самому себе как нечто первичное - это извращение, которого не видывал свет. Но нам предлагают ещё худшую фантасмагорию, полностью искусственный, нежизнеспособный конструкт. Нам предлагают этот дебилизм обожествить. Даже не самих себя - это ещё куда ни шло. Но обожествить другого. Якобы для того, чтобы стать таким, как он.

Надо же понять, что всё работает в своей системе. Страх в качестве "кнута" вместе с откатом к Востоку у нас не пойдёт.

На Западе законы соблюдают из их любви к самим себе, то есть специфического, глубинного западного индивидуализма. Именно из него выросла вся европейская система. Западный социолог пишет: "Американцы не любит конфликтов. Мы делаем все, чтобы избегать их, пытаясь обезопасить себя на подсознательном уровне. Защищать надо свою границу. Поэтому мы построили то, что я называю «буферная система», которая делает за нас многие неприятные вещи. Это чиновник, полицейский, проводник, преподаватель - человек с должностью, позволяющей ему говорить и делать разные нужные, но некомфортные вещи. Это и наши законы, правила, и наше отношение к ним. Это отчасти объясняет, почему в Штатах люди слепо соблюдают законы и так свободно обращаются к официальным лицам за помощью, ждут от них помощи и получают..."

Наша же "система из чиновников и полицейских" возникла из другого источника - осталась в наследство от общества, где один класс господствовал над другим. В определённой мере, такое господство осталось и до сих пор. Чиновнику и его близким нетрудно уйти от наказания. Точно так же было и в "самом справедливом обществе", СССР. Почему же у нас хотят, чтобы эта система работала по западным принципам? Ведь основы её, индивидуализма, у нас нет. Следует отличать западный индивидуализм и отечественный. Первый имеет органическую природу, а наш привит искусственно, как и всё западное.

Продвинет ли нас вперёд соблюдение законов, как на Западе - потому что на Западе соблюдают и продвигаются? Это обезьянничание, карго-культ, по большому счёту. Мы усваиваем не внутреннюю структуру личности, а веру в Запад.

Размышляющие об этой проблеме часто упрощают ситуацию, думая, что можно так легко сделать из русских законопослушных граждан. Мол, начать исполнять законы так же легко, как включить свет в комнате. При этом не учитывают необъятную толщу метафизики, всевозможных переплетённых между собою бессознательных мотивов, идеологии, религии, культуры.... Нам, по сути дела, предлагают выкинуть это всё, вместе с Православием и верой в справедливость, и заменить на обожествление Европы.

Так что же нам нужно? Это самый главный вопрос.

Есть ещё один момент, когда русский может соблюдать закон. Русский, кроме Запада, верит ещё и во власть. Это очень важный момент. Мы верим, что Власть должна отстаивать Высшую Справедливость. Именно поэтому в народе верят, что царь хороший, бояре плохие.
Это до сих пор существует в отношении к Путину.

В принципе, если бы власть показала яркий и наглядный пример соблюдения закона, то, возможно, нас бы это вдохновило. Русскому нужен правильный, искренний, увлечённый своим делом вождь. Ищущий не своей выгоды, но пользы дела. Все видели это, кому приходилось людей организовывать. Когда видят, что человек действительно горит, не ради выгоды, а ради дела, за ним идут, верят и в него, и в это дело.

Но суть в том, что политика по определению - грязная штука, там не соблюдают законы. Это физически невозможно. Это иллюзия - «будет порядочная власть, и в России все изменится». Она не может быть порядочной! Это принципиальная вещь. Отсюда и народная вера в "доброго царя" и "плохих бояр". Мы не можем без неё. Перестанем быть русскими людьми.

Это не просто детская наивность. Это, в некотором роде, народный архетип. Царь добрый, милый, хороший, а бояре сволочи, грабят народ.

Кроме всего прочего, сюда - к проблеме законопослушности наших властей - следует применить рассуждения из текста "Предпочитающим свободу". Кротко - русские считают свободу не такой важной категорией, как Высшие Ценности. Наши власти никогда не были способны удержаться от соблазна использовать эту нашу врождённую особенность - сознание вторичности свободы - с выгодой для себя.

Забыл ввести очень важное рассуждение. Когда Запад поставил человека в центр мира и произвел те реформы, о которых говорилось выше, он породил такую штуку, которая называется «индивидуализм». Как в философии есть общий вопрос о первичности материи или сознания, так есть и общий вопрос, только относящийся к бытию общества: «Что важнее - общество или личность? Что у нас в приоритете?».

Запад решил, что личность важнее. А Россия, или, вернее, Восток, решил, что общество важнее. Личность служит обществу. Россия явно тяготеет ко второму пониманию. Водораздел между нашими системами лежит именно по этому критерию. На Западе соблюдают законы из-за индивидуализма. В России есть лишь два варианта соблюдения законов: либо из страха наказания, как на Востоке, либо из желания "чтобы всё было как на Западе". В России иная общественная и ценностная система. Мы верим не в себя, а в общество. В некие Высшие Ценности. Как мы можем соблюдать закон, если в Высшие Ценности он не входит? Мы его имеем в виду, если он им не противречит...

Могут задать вполне логичный вопрос: «Почему законы не входят в Высшие Ценности?». Вспомним христианство (от которого с лёгкостью отказался Запад). В чём была самая суть Христова учения? По какой причине Он вызвал ненависть у иудейского истеблишмента?

В Евангелии есть эпизод, когда Христос в открытую говорил о том, что закон не есть самое высшее. Что человек выше закона. По иудейским законам в субботу нельзя было делать ничего. Это и сейчас в Израиле так, у них нельзя в субботу даже включать свет)))

Специально для того, чтобы спровоцировать Христа, еврейские иерархи привели к Нему больного - дабы выяснить, будет ли заниматься лечением. Ведь это тоже работа. Христос, разумеется, больного вылечил, а Ему, радостно: "Вот тут вы и попались, Штирлиц" "Ты нарушил закон! Тебе конец!" Он им: "Кретины. Если у вас осел упал в колодец в субботу, вы не полезли бы его доставать? А человек не лучше ли осла?". И дальше сакраментальное: "человек выше субботы". То есть не просто человек, но милосердное отношение к нему, то есть любовь - всё это выше и важнее закона. Христос выставил новые приоритеты. И мы, русские, поверили. Они вошли в нашу плоть кровь.

На то же самое направлены и другие притчи из Евангелия, например, про доброго самарянина. Наш ближний - тот, кто любит нас и делает добро, а не тот, кого признаёт закон. Самаряне ведь были в то время вне закона...

В нас всё это тысячу лет воспитывалось. Закон не является высшей ценностью. Мы готовы его признавать, уважать, но факт остаётся фактом. Для нас есть другие высшие ценности. Потому что мы христиане. Да, у нас половина неверующие, но для нас всех есть общее понимание справедливости и милосердия...

Русский человек верит в высшую справедливость, в Бога, во что угодно, но не в закон. У него просто другие приоритеты, закон всегда будет вторичен. Если закон соответствует пробе высших ценностей, то мы готовы его исполнять, а если нет - не готовы, пошел он куда подальше.

В русские Высшие Ценности входит еще и здравый смысл: "Какого хрена я должен стоять ночью на пустом перекрестке и ждать светофор, когда и пешеходов нет, вообще никого нет?". И когда русский человек проезжает на красный, он получает кайф не от нарушению закона как такового, а от того, что отстаивает здравый смысл, Высшие Ценности. Он испытываю внутренне удовлетворение не как бунтарь против закона, а как воин, отстаивающий Справедливость.

Закон вторичен всегда. Мы, не осознавая того, боремся с ним с позиции Бога и здравого смысла. Я с Богом, и поэтому я проезжаю на красный свет ночью. Да, я тем самым отстаиваю здравый смысл. Который выше закона. А вот если бы я увидел пьяного водителя… Вроде как это нас лично не касается, но подавляющее большинство из нас тут же на него стуканули. Потому что он и убить кого-то может. Он не с здравым смыслом, не с Высшей Справедливостью, не с Богом.

Теперь мы понимаем самый главный расклад. Мы, русские, соблюдаем закон только в силу высшей справедливости. Мы не являемся такими же индивидуалистами, как западные люди. Мы индивидуалисты лишь на поверхности. А по сути мы верим в общее. Мы соблюдали бы закон, если бы все начали соблюдать. Мы - стадные животные, и я не вижу в этом ничего плохого, потому что мы - вместе, единое целое; у нас есть общественное, коллективистское, соборное сознание.

На Западе исполнение закона - часть индивидуальной, личной культуры, которая повсюду распространена. Типа, "я хороший, я классный, поэтому я делаю всё правильно, в том числе выполняю закон". На самом деле, всё еще хитрее.

Там каждый считает себя лучше других. Это тоже важно. «Я лучше всех». Как меня воспитывали в советское время? «Ты такой же, как все, поэтому должен делать то-то и то-то». Это, на самом деле, зашифрованная фраза. Что она означает?

«Такой же, как все», потому что веришь в Высшие Ценности. Все - это Высшая Ценность по отношению к индивиду. Для русского человека общество выступает как Высшая Ценность; а высшее у нас важнее, чем индивидуальное. Поэтому общество для меня - тоже высшая ценность. Поэтому, когда все пойдут на красный свет, я тоже пойду.

Западный человек не просто индивидуалист, он ставит себя выше других. Вспомним характерный рекламный слоган, рассчитанный на западное сознание: «Ты этого достоин». На самом деле это означает «ты лучше других». На этом основана западная культура и конкуренция: каждый должен начать считать себя лучше. Обязательно нужно купить новый айфон, потому что другие - лохи, они не успели купить. А я первым купил!

Именно поэтому собираются огромные толпы по выходу нового смартфона. «Я купил первый => я лучше всех». Нужно очень хорошо понимать на чём всё это основано. Это не правительство заставляет их стоять в очереди, занимая за три дня; и даже не идеология потребления. Это крик души, исходящий из глубины натуры: «Я лучше других, и я должен все время это доказывать».

У нас тоже пытаются нечто такое насадить. Но у нас-то основной архетип другой, «общество лучше, чем я». Если бы все общество начало соблюдать законы, то я, как и все, тоже стал бы это делать.

На Западе индивидуализм, каждый считает себя лучше других, и поэтому соблюдает законы. У нас коллективизм, каждый себя выше других не считает, «я такой же, как все», или, возможно, «я хуже всех». «Куда ты выпендриваешься?!»

Это веру в Запад нам и пытается навязать либерально-западническое крыло правительства, в частности, Дмитрий Медведев. Постоянно говорит: "Всё должно быть, как в цивилизованных странах!" - даже не понимая, как смешно выглядит это обезьянничанье.

В обсуждениях моих текстов меня постоянно обвиняют в том, что считаю законы вовсе не обязательными, и даже призываю их нарушать. На самом деле, я ставлю вопрос: как возможна законность на Руси? Совместима ли она с самою жизнью нашего Отечества?

Это особая западническая утопия - что в России можно соблюдать все законы. Наша жизнь так устроена, что это невозможно. По крайней мере, сами власти примера соблюдения никогда не показывали. За всю историю России.

Приведу пример из армейской жизни. В сознании подавляющего большинства солдат есть оппозиция "служить по уставу - служить по установленным неформальным порядкам". В данном случае, армейский устав - тот же самый закон. Все прекрасно понимают, что служить по нему невозможно.

Ещё пример из общецерковной практики. Всенощное бдение в большинстве храмов очень сильно сокращают - в 3-4 раза. Мне довелось служить в храме, где служба проводилась полностью. Всенощная длилась больше 5 часов. Когда я читал канон - как положено, по уставу - то готов был упасть в обморок. Постоянно темнело в глазах. А бабушки стояли вокруг со стаканами воды - я еле успевал промочить горло, пока хор пел ирмос.

Но дело в другом. Почему-то так получилось, что атмосфера в этом храме была невыносимой. Отношения между сотрудниками весьма прохладные (чего нет в других храмах). Совпадение? Не думаю. Совсем забыл: говорили, что настоятель храма, этот строгий уставщик, носит деньги домой чемоданами...

Не знаю почему, но мне кажется, эти примеры распространимы и на Россию в целом. Если мы начнём жить по закону, то жизнь вовсе не станет лучше. Она станет невыносимой. Из неё исчезнет нечто очень важное. Которое важнее, чем закон. То, что исчезло на Западе.

Когда я только начал служить в церкви, то, как и все новоначальные, отличался исключительным рвением. У нас был изумительный настоятель храма, настоящий старец, о. Алексей Глушаков (царствие ему небесное!). Я очень его любил, и это было взаимно. Как благоговейно он служил Литургию Преждеосвященных Даров! Это надо было видеть. Я стоял рядом, готовясь подать кадило, и не мог оторвать глаз. Это было самое высокое зрелище в моей жизни.

Однажды, за общей трапезой после литургии, я не выдержал, упрекнул его в том, что служба сильно сокращается. Мол, это противоречит закону не по Уставу. Он ответил своим невероятным, певучим голосом: "Да, Игорь. Ты прав. Мы служим не по церковному уставу. Мы все знаем это - и берём на себя этот грех. Потому что все эти бабушки, пришедшие помолиться, не выдержат 6-часовой службы. Мы берём на себя грех из любви к ним". И я понял, что Закон - не самое главное. Есть ещё человечность. Когда полицейский не выписывает штраф в 5 тысяч, а кладёт себе в карман взятку в тысячу, то он поступает по-человечески. Они это открытым текстом говорят. Да, закон нарушен. Но милосерднее заплатить в пять раз меньше.

Объединить интересы государства и исполнение законности невозможно. Хотя бы потому, что иначе это давно было бы сделано кем-то из наших многочисленных реформаторов. Да и слишком сильно общественное давление тех, кто желал бы установления западной законности.

Исторический опыт говорит о том, что сохранение базового принципа русской жизни, примат общества над личностью - ведёт к тому, что, в конечном счёте, все законы полностью соблюдаться не могут. Всегда будет не только возможность, но и жизненная необходимость их обойти.

Взаимное противостояние, непонимание между патриотами и "белоленточниками" именно в этом.

Так странно получается, что если мы становимся патриотами, занимаем сторону властей, то вынуждены принимать всё вместе, оправдывать их беззаконие. Это как бы идёт в "комплекте". Невозможно совместить примат общего над частным - и соблюдение закона. Кстати, именно несоблюдение законности является основным упрёком, выдвигаемым нашей оппозицией. Как будто может быть как-то по-другому.

Запад есть идеал любителей законности. Разница между нами и Западом, который так любит исполнять закон, что у него под боком нет своего запада, который вынуждает его вертеться, как ужа на сковородке.

И тут мы сделаем самый главный вывод.

Для того, чтобы соблюдать закон, русский человек должен стать западником, либералом. Белоленточником.

Он должен пойти против всех, против нашего общества с его коллективистскими архетипами, против правительства, и заявить: «Вы все рабы! А я, белый человек, в белых одеждах, я, как на Западе, соблюдаю законы».

«Мы - белые люди, скинем правительство, и станем жить хорошо». Почему? - неясно. Но мы хотим, как Запад. Мы - обезьяны, копирующие Запад.

Наши западники ожидают одобрения Запада. Любви Запада. Западный человек любит себя, а русский человек хочет либо любви к Западу, либо любви к Богу. Он должен выбрать.

Правительство, на самом деле, отстаивает наши ценности. Оно живет в этой системе, оно - его часть. Правительство не может полностью соблюдать законы. И это еще не все. Наше правительство стоит в очень сложной ситуации: оно разрывается между народом, который требует от него традиционных ценностей (веры в Высшее, как было всегда), и между Западом, который ориентируется на развитие, ибо Запад все время бросает нам вызовы.

Чтобы конкурировать с Западом, надо влезть в его шкуру, стать таким же, как он. И наше правительство разрывается между двумя этими силами. Что выбрать? Оно выбирает Россию. Тоже "рыба, которая плавает в нашем океане". С одной стороны - исторические вызовы Запада, необходимость проведения реформ, например.

Есть в обществе такая либеральная ценность - "свободное пересечение границ", "свободный выбор места жительства". Русский человек едет работать на Запад, а ему: «Извините, ваш диплом не считается. У нас другие стандарты образования». Правительство начинает чесаться и решает сделать образование нужно таким же, как на Западе.

Вот живой пример, как начинается разрушение нашей системы. Все затеяно ради любви к Западу. Ради протаскивания либеральной ценности выбора места жительства.

Перейдём к самому конечному выводу, к которому я все это вел.

Существует "комплект", в котором мы живем. Наше правительство, которое мы вынуждены принимать, потому что оно отстаивает наши ценности: идеологию примата общества над личностью, вера в Высшие Ценности и патриотизм, и даже наплевательство на законы, ибо они для нас вторичны. Все идет в одном "комплекте". Назовём это "комплект русской жизни".

А есть второй "комплект". Индивидуализм, соблюдение законов, вера в Запад, западничество. То самое "белоленточничество".

И мы, русские, можем выбрать только один "комплект"! Они практически несовместимы!

А среднестатистический соотечественник думает, что можно и оттуда, и оттуда элементов понадергать, построив искусственное образование, которое будет полноценно работать. И всё это будет развиваться, не хуже, чем на Западе. Но Запад дёргал откуда-то элементы, копируя других? Или он постепенно развивался, целенаправленно реформируя сам себя? То есть - изменяя своей прежней системе ценностей...

Наши патриоты и либералы никогда не смогут помириться. Они существуют в принципиально разных парадигмах. Тут любят Россию и верят в Высшие Ценности, считая закон вторичным, а тут любят Запад и потому призывают соблюдают законы, вообще перекроить всю русскую жизнь по западным лекалам.

Патриоты смотрят на либералов как на обезьян, копирующих Запад; либералы смотрят на патриотов как на отсталых, ибо их главная ценность - прогресс. Они друг друга презирают.

Здесь можно привести пример из истории. Он на 100 процентов укладывается в этот вывод. Это отношение к Катынскому делу. Либо мы находимся на точке зрения патриота, а точнее, того, кому истина дороже, которому не нужно доказывать и так очевидные вещи - расстреляли бедных поляков немцы. Либо мы белоленточники, которые будет пускаться во все тяжкие, и не будет ничего слышать - поляков расстреляли наши. Потому что так надо Европе. Там так думают, так считают. Вот оно, копирование Запада. На деле оно оборачивается отстаиванием чуждых интересов, враждою к своему.

Когда мы, русские, находимся в привычной нам концентрированной духовной атмосфере, мы мыслим о духовных предметах. Мои рассуждения - я их не из пальца высосал. Это реальное положение дел в русской жизни.

Все мы существуем в этой духовной глубине, как глубоководные рыбы. А наверху идет шторм, и мы его не замечаем. Вы никогда не задумывались, насколько бездарно присоединили Крым? Считаете, что это было сделано изящно? Более чем топорно. Ситуацию с начала 90-х годов упустили, а потом, когда приспичило, просто ввели войска, выкинув подразделения украинцев. И весь мир офигел.

Как бы делал Запад? Он бы в течение десятилетий растил пятую колонну на Украине. Он создал бы партию «За возвращение Крыма» и пропихнул её в парламент. Он начал бы издавать журналы. Он начал публиковать массу якобы научных статей, почему Украине невыгодно обладать Крымом. Купил избирателей, лоббировал сенаторов... Он бы сделал так, что постепенно вся Украина ходила и говорила: «Да отдайте вы русским этот Крым! Он нам даром не нужен, от него только расходы. Об этом везде пишут! Да каждому ясно, что Крым должен быть российским! Весь мир так считает!». Крым бы торжественно забрали, и весь мир рукоплескал: «справедливость восторжествовала!».

А наши власти тянули-тянули, потом зачесались в последний момент, когда жареный петух клюнул в темечко. Когда было уже ясно, что к власти на Украине пришли западники, и в Крыму будут базы НАТО через пару лет.

Нетрудно видеть, что мы использовали примитивное силовое решение. В современном мире так никто не работает. Это - делать по-старинке. Неудивительна реакция современного мира. Доминируемого Западом.

И то же самое с Донбассом. Когда стало ясно, что Украина может войти в НАТО, то зачесались. А уж с Донбассом мы наломали дров...

Но правительство действовало так, как все русские. Как мы бы действовали. Они такие же люди, как мы. Почему мы считаем, что мы бы действовали бы по-другому? Они нормальные русские люди.

И вот здесь начинается самое главное. Мы, в своей духовной глубине, все это понимаем. А весь мир смотрит на нас сверху, на море, где идут сплошные штормы. Он эту духовную глубину нихрена не понимает, а видит только произвол наших властей. Он не видит всех наших ценностей, он видит, как бездарно мы присоединили Крым. И кричит: «Да русские - дикари, которые могут действовать только силой!».

Внешний наблюдатель берёт трехмерную конструкцию наших ценностей и проецируют ее на двумерную плоскость. И делает логичный вывод: "Этот треп по поводу духовности - лишь прикрытие произвола властей!. Никакого человечного отношения не бывает, русские лишь не умеют соблюдать закон".

Именно поэтому нас во всем мире не любят. Они всего этого не понимают. Не видят духовные проблемы, а видят только шторм на поверхности. Прикол в том, что мы тоже ничего не видим. Мы-то живём на нашей глубине, где закон вторичен.

Нам кажется, что нас не любят потому, что они злые и тупые. На самом деле, они просто вне истинных ценностей нашей жизни.

Мы, русские, не понимаем сами себя. Чего мы хотим? Стать Западом?

Мы не понимаем простейшую вещь, что в этой жизни надо выбрать один "комплект". Либо патриотизм и иже с ним, либо соблюдение законов, западничество и презрение ко всему русскому.

У русских нет ясного понимания их исторического выбора

P.S. Некоторые моменты в рассуждении пришлось опустить. Они есть в диктофонной записи

tnx inessa_ph


христианство, Русская Идея, идеология, Россия, диктофонные записи, философия, русское, Восток - Запад

Previous post Next post
Up