Речь идёт вот об этом тексте:
"Бог и Александр Матросов".
При этом автор именует себя "Дмитрий Артемьев, мирянин". Стилистика призвана навести читателя на мысль, что перед нами православный христианин. Если же точнее - то, как выражаются на сервере Lurkmore.Ru, "человек с православием головного мозга".
Поскольку после множества попыток добавить снизу текста свой комментарий, мне это не удалось, то выложу его здесь. Немного расширив и дополнив.
Любая субкультура имеет собственный язык. Этот язык рождается и существует не только как результат совместной деятельности, но и как отражение некоего опыта. Кроме того, им очень удобно отличать своих от чужих. Например, православные не говорят (по крайней мере, своим) "спасибо", но всегда "спаси Бог".
Любой "мирянин" не существует в вакууме, в отрыве от своих. Он является прихожанином какого-то храма, почти наверняка имеет постоянного духовного отца, к которому регулярно ходит на исповедь. Там, в очереди (ко всем приличным духовникам очереди всегда, обычно немаленькие:) он общается и очень часто заводит знакомства с себе подобными. Кроме того, он может посещать какие-то особые, чисто церковные мероприятия - патриаршие служения, выставки православных икон, привоз в его город мощей святых... В некоторых храмах принято после самых крупных праздников устраивать совместную трапезу, и, если прихожане (точнее, прихожанки) между собою ещё не переругались (а чаще всего так оно и бывает:) то атмосфера там прямо-таки замечательная. Все как одна большая семья, смех, шутки...
Так или иначе, через какое-то время наш христианин обрастает друзьями, знакомыми, священниками и даже монахами из православной среды. С которыми регулярно и с удовольствием общается... да только лучше вам не слышать этого общения...
Кроме того, пребывание в Церкви формирует определённый тип мировоззрения, весьма совершенного в продвинутой его форме - разумею, если ему удаётся совместить христианское вероучение с данными естественных наук; обычно не удаётся, особенно верующим женщинам:) У этих последних вообще обычно либо всё находится в перемешанной до невозможности форме, либо одно вытесняет другое, как и бывает в обычной жизни. Женщины, как вы знаете, существа необыкновенно цельные... Ой... опять свёл всё на баб... я же вроде писал не о них, а о нашем виртуальном "мирянине":).
Вот мы и добрались до самого главного. Рано или поздно наш "мирянин" усваивает некие стандартные обороты речи, принятые в сообществе. Они постоянно сквозят в его речи, от них никуда не деться. Кроме того, регулярное выслушивание церковнославянского языка на службе, использование его в частной молитве и общение с себе подобными порождают особый стиль - и общения, и написания текстов. Когда я служил в храме, и по 6-7 часов, один, читал длиннющие каноны Великим Постом (матушки с клироса постоянно притаскивали мне воды, промочить горло), то даже в обыденных ситуациях мог бойко разговаривать на церковно-славянском. Незаметно для себя переходил на эту витиеватую речь:)) Не поверите - на русском потом с ошибками читал:)
Потому с таким знанием дела пишу, что через всё это прошёл. И не только через это: долгое время, потраченное на чтение русских авторов, а самое главное - искреннее увлечение ими, привело к тому, что эпизодически, в виде шутки, строю фразу на интонациях кого-то из великих - Пушкина, Чехова, Тургенева, Лермонтова... Так или иначе, в стилистике написания текста немного разбираюсь.
Но, собственно, к чему это я? А к тому, что прочитал статью этого "мирянина" и никаких стандартных православных словечек, оборотов речи и специфических ментальных конструкций не нашёл. Что характерно - ни единой цитаты из Евангелия, святых Отцов Церкви, общеизвестной в православных кругах литературы ("Добротолюбие", "Луг духовный"). Ни единого упоминания о святых. Автор, судя по всему, существовал в вакууме, никогда не пересекаясь с членами христианского сообщества. И даже в храм никогда не ходил. Да и соответствующие христианские модели миропонимания у него начисто отсутствуют - есть лишь стилизация под них, и довольно неуклюжая. А модели эти, даже если их особо перед другими не светить, тщательно скрывая свой церковный опыт - всё равно будут проявляться на свет. В виде особой цельности мировоззрения. В виде убедительности и какой-то неуловимой ясности текста. И душа наша - даже если мы закоренелые атеисты - всё равно на текст такого человека будет отзываться как на что-то знакомое, родное, правильное. Своё.
Так вот: "Дмитрий Артемьев, мирянин" никакой не мирянин. И даже не прихожанин. И даже более того - он и христианином-то никогда не был. И не мог быть.
P.S. Вот ещё один разбор статьи "Артемьева", сделанный другим автором:
http://radchenko-s-d.livejournal.com/9717.html