«А я пишу, всё пишу. Потому что не могу не писать. Голосует сердце». А.Э. Краснов-Левитин

Apr 05, 2016 15:03

Оригинал взят у soborniy_razum в «А я пишу, всё пишу. Потому что не могу не писать. Голосует сердце». А.Э. Краснов-Левитин

Пятого апреля 2016 года исполняется ровно четверть века со дня кончины человека, много давшего русской церковной исторической науке. Поразительно, что он был не только автором исторических трудов, но и сам «попал в историю». Даже официальные учебники по истории русской церкви, под авторством протоиерея Владислава Цыпина упоминают о покойном Анатолии Эммануиловиче, в учебнике он назван «известным церковным писателем 60-80-х годов». Действительно, Анатолий Эммануилович был писателем, но это лишь одна из его ипостасей, хотя наверное и самая важная, иллюстрацией того могут быть слова из эпиграфа: «не могу не писать». Для церковной исторической науки имеют огромное значение его труды: «Очерки по истории русской церковной смуты», а также собственные мемуары, в которых автор рассказывает о своей жизни с детства до своей эмиграции, включая и ее описание. Эти воспоминания написаны ярким, живым языком. В них раскрывается характер автора, нашедшего правду в Боге, и вечно ищущего ее в людях.
Нельзя и не сказать о педагогическом даре А.Э. Краснова-Левитина, и дело не в том, что он работал школьным учителем литературы, как вспоминает В.И. Лашкова, Анатолий Эммануилович был прирожденный педагог. Эта его черта привлекала к нему множество молодежи, двери его московского дома всегда были открыты и семинаристам и молодым участникам демократического движения. А в Церковной среде, по выражению покойного протоиерея Бориса Дубовенко, Анатолий Эммануилович «знал всех и вся».
« С пяти лет, с тех пор, как я себя помню, я принадлежал к Русской Православной Церкви - принадлежал не формально, а внутренне, всеми своими помыслами и душевными движениями. Это знают все, кто встречались со мной в какой бы то ни было период моей жизни». - свидетельствует о себе Анатолий Эммануилович.
Если перечислять тех известных людей с которыми общался и встречался Анатолий Эммануилович, то список займет несколько страниц, назовем лишь самых известных: В первую очередь это обновленческий митрополит Александр Иванович Введенский, рукополагавший его в диаконский сан в обновленческой церкви, архиепископ Николай (Ярушевич) (будущий митрополит Крутицкий, первый глава ОВЦС), которому помогал юный Анатолий, когда владыка Николай был «лишенцем» и не мог даже записаться в библиотеку, - митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) - будущий Патриарх, архиепископ Иоанн (Шаховской), обновленческий митрополит Виталий (Введенский), который посвящал Анатолий Эммануиловича в чтеца и иподиакона, митрополит Виталий присоединиться к патриаршей церкви в епископском сане, его могила находится на Пятницком кладбище за алтарем. Нельзя не упомянуть об Анатолии Ведерникове, который будучи редактором ЖМП, давал Анатолию Эммануиловичу возможность публиковать статьи и иметь с них «копеечку» (не под своим именем, разумеется) в единственном печатном органе Церкви.
Анатолия Эммануиловича связывала дружба с отцом Владимиром Рожковым и отцом Александром Менем, от которого сохранилась интересное описание Анатолия Левитина: «Анатолий Эммануилович был человек резкий, но добрый, с очень твердыми, ясными христианскими принципами. У него была некоторая примитивность, прямолинейность взглядов, которая полностью искупалась их цельностью… Это был один из самых светлых людей, которых я встречал: живой активный, искренне религиозный, хорошо понимающий, что в Церкви есть проблемы, пытающийся как-то на них ответить».
Нельзя не сказать и о еще одной ипостаси Анатолия Эммануиловича - ипостаси апологета. Когда в шестидесятые годы началось движение «отреченцев», людей порвавших с церковным служением или учебой в семинарии, то Анатолий Эммануилович через самиздат выступал с апологетическими статьями против этих несчастных людей, зачастую связанных с органами безопасности.
Здесь придется упомянуть и о еще одной ипостаси Левитина, тоже очень важной. Анатолий Эммануилович был заключен в тюрьму, первый раз в юности на несколько дней- по доносу ленинградского митрополита-обновленца Платонова, второй раз в 1949 году по доносу сына Александра Ивановича Введенского - протодиакона Александра, третий раз за свою самиздатскую апологетическую деятельность и борьбу с антирелигиозниками.
К сожалению, осталось уже не много людей знавших Анатолия Эммануиловича, без отклика прошел его столетний юбилей в 2015 году. Надеемся, что эта краткая статья напомнит читателям об этом замечательном человеке: церковном писателе и церковнослужителе, педагоге и театроведе, диссиденте и социалисте, историке и о просто настоящем христианине. Его труды и по сей день представляют большой интерес и являются просто увлекательным чтением.
Да упокоит Господь душу усопшего раба Его приснопамятного Анатолия!
Previous post Next post
Up