О вежливости и культуре
«Я не культуртрегер!» - заносчиво восклицает блогер П. в ответ на вопрос случайного собеседника.
Тот никак не реагирует. Не культуртрегер? Да ради бога! Поищем культуртрегеров.
П., похоже, доволен. Тот факт, что его попросту исключили из зоны внимания, остается вне его собственного мировосприятия.
Положим, вопрос был не ах какой сложный и разумный. Положим, что для П. он просто неинтересен, давно пройденный этап. Положим, у вопрошающего налицо изрядная интеллектуальная апатия: имея под рукой Интернет, практически любой недостаток информации можно восполнить самостоятельно. Без особых усилий. ЕСЛИ ЗНАТЬ, ЧТО СПРАШИВАТЬ И ГДЕ ИСКАТЬ.
Однако ж П., судя хотя бы по слову «культуртрегер», не укладчиком шпал работает и не колбасой торгует. К культуре какое-то отношение явно имеет. Стало быть, определённые обязательства перед обществом на себя принял.
Врачи, которые отвечают всего-то навсего за физическое здоровье, дают клятву Гиппократа, не имеют права отказывать в своей помощи никому. В былые времена врач таскал при себе сумку с инструментами, куда бы ни шёл. Ибо - обязан.
П. со товарищи отвечают за духовное здоровье человечества, которое, замечу вскользь, не слишком благополучно. Однако П. клятв не давал. Оттого искренне полагает, что ничего случайному невежде не должен. И презирает оного невежду с высоты своего культурного роста.
От внимания П. ускользает простое соображение: его работа состоит в том, чтобы сократить количество невежд. Прямо или опосредованно. И коли это количество так велико, что невежды табунами бродят по Интернету, значит, либо сам П., либо его коллеги-смежники-поставщики делают что-то не так. И общество совершенно напрасно тратит деньги на их бурную деятельность. Нелепый вопрос, заданный поперёк рафинированного диалога - брак в работе культуртрегеров, в конечном итоге. Так что с презрением и негодованием П. следует посмотреть, вероятно, в зеркало.
Здесь есть и другой поворот темы. Не может человек владеть абсолютным знанием. П. подзабыл, что помимо книжных знаний и книжного условного этикета у человеческой жизни есть много вариантов наполнения, подчас весьма сложного. Сам П. вряд ли сможет поставить мировой рекорд по прыжкам в высоту. Я сомневаюсь, сумеет ли он приготовить бананы фламбе. И ещё вопрос, справится ли он, если, скажем, дать ему сварочный аппарат и велеть заварить шов. Я уж не упоминаю про хирургию, судовождение и цирковое искусство.
Однако презрения в свой адрес от поваров или сварщиков П. явно не ожидает. Это - не его дело. Правильно - однако чем их дело хуже книжного? Оно так же требует квалификации и оставляет так же мало времени на параллельное овладение другими профессиями, как и писательство-издательство. Почему же обладатели книжной культуры ожидают от людей неподготовленных профессионального владения способами работы с информацией и большого объёма книжных знаний?
Непонятно и неоправданно. А когда книжники ставят себя выше сварщиков или токарей на том основании, что лучше умеют ставить слова по порядку - это просто мерзко. Почти так же мерзко, как если бы автомеханик стал презирать писателя, поскольку у того руки из задницы растут, простите французский.
Хорошо, допустим, П. занят созданием культурных ценностей мирового масштаба, и у него элементарно нет времени просвещать всякого встречного-поперечного. Не до того человеку. На всякий чих не наздравствуешься. Тогда, простите, что он в Интернете делает? Почему влезает в диалог к чужому посту и комментирует реплики посторонних людей? Если ты уж так бережёшь собственное внутреннее пространство от всякого соприкосновения с низким уровнем - сиди в «ворде», ваяй нетленку, стяжай славу и не суйся в толпу!
Ах, это был случайный визит. И неудержимый гнев творца…
Что ж, гневаться можно разнообразно. К примеру, неадекватное высказывание можно игнорировать. Прервать общение. Что, кстати говоря, сделал тот самый автор вопроса. Можно отказать в информации (и в общении) корректно - ничей имидж и авторитет в этом варианте не пострадают. Можно указать на возможность самостоятельного получения информации - коротко и исчерпывающе. И при этом продемонстрировать другому участнику диалога желаемую модель поведения. Этически выверенную. Такую, которую нет возможности наблюдать, вбиваясь в маршрутку. И тем послужить культуре.
А не плевать свысока на голову.
«Я не культуртрегер»? Точно так. НЕ культуртрегер. За отсутствием культуры как таковой.
Про таких, как П., есть грубый, но точный анекдот; его все знают. «Алло, прачечная?» Помните?
P.S. Всё это никак не оправдывает лентяев и глупцов, не желающих самостоятельно получить элементарную справку, или стремящихся навязать своё мнение окружающим, несмотря на убедительные доказательства несостоятельности этого мнения. Воинственное невежество ничуть не лучше воинствующего снобизма. ИМХО...