Приключения одного платья или "от первой леди Ренессанса" до "ведьмы-злодейки".
(много картинок, потому
В году 1531, на исходе Высокого Ренессанса ученик Рафаэля Джулио Романо пишет женский портрет. Есть версии, что это портрет Изабеллы Д'Эсте, одной из звезд Италии того времени.
Первое, что бросается в глаза при взгляде на этот портрет -- платье, по желтовато-розоватому фону которого "расползаются" черные ленты. Лично меня буквально передернуло -- не платье, а клубок змей. Ну и выражение лица у дамы недоброе...
Однако я не об этой даме, а как раз о ее платье.
Говорят, мода возвращается. В этом случае платье снова "вошло в моду" через четыре столетия, появившись на картинах двух художников-прерафаэлитов.
Первым, несомненно, был Эдвард Бёрн-Джонс, который в 1860 году написал акварель "Сидония фон Борк"
Узор отличается, но явно вдохновлено тем самым платьем.
Дальше был Франк Кадоган Купер, которого в западной литературе любят величать "последним прерафаэлитом". У него это платье на картинах встречается аж дважды:
-- Тщеславие
И
Венецианки, слушающие серенаду.
Правда, я не смогла понять, какая картина была написана первой. "Тщеславие" датируют 1907 годом, а вот год создания "Венецианок" я так и не нашла.
Здесь мне хочется отметить два любопытных момента:
Во-первых, нахожу особенно забавным, что прерафаэлиты вдохновились картиной ученика Рафаэля.
Во-вторых, имею ничем не подкрепленное мнение, что дама с обеих картин Купера -- одна и та же героиня.
Что мне кажется важным, так это то, что Сидония фон Борк (дама с акварели Бёрн-Джонса) известна также как "монастырская ведьма".
Сидония -- главная героиня одноименного романа немецкого автора Иоганна Вильгельма Майнхольда. Сам роман я, увы, не читала, но фабула, если верить интернетам, там незамысловатая.
Красавица и богачка Сидония решила выйти замуж, но, тщеславно решила, что мужем ее достоин быть только принц (вернее, герцог или князь). И это ей почти удалось -- один из молодых князей дал поспешное обещание, но после передумал, предпочтя, понятное дело, принцессу.
Разгневанная Сидония поступила нестандартно -- она не стала искать другого претендента на ее руку, а, напротив, ушла в монастырь. Но вместо библии она там изучала черную магию, и весьма успешно. В частности, она наложила проклятье бесплодия на весь оскорбивший ее отказом герцогский род. Но добром все это не кончилось -- ведьму из монастыря изъяли и, как полагается, сожгли.
Так вот, следующий мой, простите, домысел, что на картине Купера "Тщеславие" та же Сидония... Иначе -- к чему это платье? :)
Да, возвращаясь к платью... его история не кончилась. Прошло еще почти сто лет, и оно вдохновило художника по костюмам "Сонной Лощины".
И сразу два раза. Но для одной и той же героини -- естественно, ведьмы, Мэри ван Тассел.
Раз
И ДВА!