Самоидентификация (1). Первые уровни

Aug 07, 2013 00:58



Посмотрим, что нам предлагают из определений и понятий.

На самом маленьком уровне иерархии. Человек (пока еще)) рождается в семье. Семья и несколько близких семей на одной территории, оседлая - соседская община, деревня.

Родова́я общи́на (Род) - «исторически первая форма общественной организации людей - (община), где люди связаны кровным родством, в некоторых случаях предполагаемым родством, а в некоторых случаях допускалось и искусственное родство, кроме того, это был союз основанный на коллективном труде, коллективном потреблении, коллективной собственности на землю и орудия труда (охоты), предположительно основанный на социальном равноправии».

Род не был семьёй в современном представлении. Большая семья - фамилия. Единый предок, генеалогическое дерево. Это «коллектив кровных родственников по материнской (матрилинейный род) или отцовской (патрилинейный род) линии, ведущих происхождение от общего предка. Для рода характерны экзогамия, часто - родовое имя, родовые культы и др. В современной литературе в близком значении употребляются также термины «клан», «линидж» и др. Фами́лия (лат. familia - семейство) - «наследственное родовое имя, указывающее на принадлежность человека к одному роду, ведущему начало от общего предка, или в более узком понимании - к одной семье».

Родово́е и́мя - «часть полного имени, которая несёт информацию о происхождении человека. В современное время, как правило, используется только одно родовое имя - фамилия, в древности использовались и другие формы записи информации о предках в собственном имени человека. Наиболее простым видом родового имени является отчество (патроним), но существовало и матчество (матроним, имя по матери) и дедичество (имя по деду) - у арабов, к примеру.

Как функционирует Род? Вот например. Нефедов С. А. История древнего мира:

Род - так называлось то великое целое, которое появлялось от соединения тел и душ. Все мужчины рода считались братьями, и это братство не зависело от обстоятельств рождения. Братья-мужчины были неразлучны, они вместе охотились, вместе ели и вместе спали. Их единство доходило до самоотречения: скифские братья клялись, что в случае необходимости умрут один за другого. "И мы действительно так поступаем, - говорил скиф Токсарис, герой одного из древних писателей. - С того времени, как мы, надрезав пальцы, накапаем крови в чашу и, омочив в ней концы мечей, отведаем этой крови, ничто не может разлучить нас".

Единство не оставляло места для себялюбия и лукавства; прямота, честность, открытость были необходимыми качествами охотника. "Бог сотворил этих простых людей без пороков и хитрости", - писал испанский епископ Лас Касас об американских индейцах. Хитрость и обман порождали недоверие и несогласие, а малейшие разногласия перед лицом окружающих опасностей могли привести к гибели. Поэтому слово охотника было во все времена словом чести.

Почему в русских сказках герои - внучки и внуки, почему они рождаются и самозарождаются у бабушки с дедушкой, при всяком отсутствии папы-мамы и даже упоминания о них? Потому что человек рождается не-телесно, по-настоящему у праматери и праотца. В Роду.

К сожалению, родовая память у нас уничтожалась. Причем дважды. Один раз после крещения Руси - была заморожена общая родовая память. (Легенда-память собственного этногенеза, эпос, память о едином общем предке).

Возможно - это не случайность, а способ сохранить в неприкосновенности до времени. То, что возможно описать, измерить, алгоритмизировать и посчитать, можно изменить или сделать банальным - уничтожить тайну. То, что не активировано - то сохранено. Возможно, наша первоначальная матрица - скрыта и недоступна для воздействия. (все сказки про кащееву смерть в игле - это разрушение матрицы, информации ДНК ?)

Второй раз - после 1917 - уничтожалась личная память. За личную родовую память - убивали. Была необходимость скрывать свое происхождение, рубить генеалогические деревья...

king505 Jun. 4th, 2013 07:49 am (UTC)

А чего тут обсуждать? Вот я своё древо рисую, за полтора столетия от моего прадеда (1854 года рождения) набралось порядка тысячи родни из которых меж собой общаются в лучшем случае процентов 10... остальные даже не знают, что являются троюродными, а тем более в четвертом или пятом колене... Если по мужской линии ещё по фамилии как-то пересекаются, то по женской вообще не на слуху. Чего можно говорить о масштабах столетий! Вот я рисую генеалогическое древо и всем кого нахожу раздаю, чтоб знали что их родич живет на соседней улице... должна быть такая родословная роспись и в государстве... однако, не Словичи у нас эту роспись (историю) пишут уже не одно столетие, а Сволочи... к Словичам не имеющие ни какого отношения.

Вроде существуют сайты для создания деревьев, но этот вопрос надо исследовать - что за сайты, кем сделаны, для чего и т.д. http://www.vrodu.ru/ (российский центр родословия)

http://www.rodovoederevo.ru/ и т.д.

Что еще нам предлагается из компактных групп?

Племя - может быть оседлым, а может кочевать с места на место. Т.е. «племя не обязательно обладает территорией компактного проживания и его претензии на какую-либо территорию не обязательно признаны другими группами. Центром кристаллизации нередко являлся один-единственный предводитель или его потомки, считавшийся позже родоначальником всего племени. Племя может быть составной частью народа, а может быть и его предварительной стадией. Племя можно считать группой, может обозначать форму как этнической, так и политической организации.

Заметим, что «племя» это не совсем «родовая община», хотя ведь описывает в общем-то одно и тоже… Но акцент на предводителе, а не на едином предке. На власти, а не на единстве происхождения.

Читаем, например, Кри́вичи́ - союз восточно-славянских племён, который в VI-X веках сложился в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги. Союз племен, но не народность… А Ве́нды, также вене́ды (нем. Wenden) - средневековое германское собирательное название всех соседних немцам славян. К настоящему времени название закрепилось за всеми полабскими славянами и в более узком значении - за лужицкими сербами и кашубами.

Народность (объект) - «историческая общность людей, возникающая из отдельных племён при распаде родоплеменных отношений, на ранней стадии феодализма, основанного на натуральном хозяйстве, до возникновения прочных экономических связей и единой экономики. Характеризуется единством языка, территории, обычаев и культуры. Более высокой ступенью развития общества является народ».

Народ и народность часто используют как синонимы, что весьма путает людей, не говоря еще о «народности», как свойстве.

«Хунзы - народ, который не знает болезней» http://dolyna.kiev.ua/node/1023

Продолжительность жизни обитателей этой долины - 110-120 лет. Они почти никогда не болеют, выглядят молодо. Значит, существует некий образ жизни, приближающийся к идеальному, когда люди чувствуют себя здоровыми, счастливыми, не стареют, как в других странах, уже к 40-50-летнему возрасту. Любопытно, что жители долины Хунза, в отличие от соседних народностей, внешне очень похожи на европейцев. Хунзы купаются в ледяной воде даже при 15 градусном морозе, до ста лет играют в подвижные игры, 40-летние женщины у них выглядят как девушки, в 60 лет сохраняют стройность и изящество фигуры, а в 65 лет ещё рожают детей.

Субэтнос (также субэтническая группа) -« компактно проживающее сообщество людей, которые принадлежат к большему народу (этносу), но отличаются особенностями своей культуры и осознают это отличие. Субэтническая группа имеет самоназвание, а её члены испытывают двойственную принадлежность - к этносу и субэтносу одновременно (например, нагайбаки среди татар, дигорцы среди осетин).

По Гумилёву (в его пассионарной теории этногенеза, тоже примордиалист), важный признак устойчивости этноса - наличие разнообразных субэтносов, которые делят между собой функции, находясь в отношениях симбиоза. Путём неантагонистического соперничества субэтносы делают внутреннюю структуру этноса наиболее гибкой, не нарушая его единства.

«Примеры субэтносов: поморы, старообрядцы. Субэтносы могут выступать в различной форме - как этнографические группы, живущие на определённой территории, как сословия, как конфессиональные общины и т. д. Но критерием их выделения всегда служат поведенческие особенности и противопоставление остальным членам этноса (на основе взаимной симпатии членов субэтноса) при сохранении этнического единства».

Внутри субэтноса Гумилёвым выделяются консорции и конвиксии.

Конвиксия - группа людей с одинаковым бытом, живущих в одном месте, существующая в течение нескольких поколений. Примеры конвиксий - сельские общины, средневековые кварталы ремесленников, мелкие племена.

Консорция - объединение небольшой группы людей для достижения единой цели, обладающих единой исторической судьбой. Примером консорции могут служить «кружки», политические группировки, секты, преступные банды, рабочие артели и прочие подобные добровольные объединения. Консорция, в ходе процессов этногенеза, может перерасти в более высокие этнические таксоны: субэтнос, этнос, суперэтнос.

Интересно сравнить с таксономией в биологии. Наше место как Homo …может быть будет полезно для размышлений. Таксономия биологическая и таксономия социальная - разные по объектам и отражают разные процессы. Но что-то общее, принципы классификации, вложенность, иерархия - есть… К началу XX века в систематике оформилось семь основных таксономических категорий: царство - regnum; тип - phylum (у растений отдел - divisio); класс - classis; отряд (у растений порядок) - ordo; семейство - familia; род - genus; вид - species

О человеке: Надцарство - эукариоты, царство - животные, тип - хордовые, подтип - позвоночные, класс - млекопитающие, (инфракласс, когорта, субтаксон) - плацентарные, отряд - приматы, семейство - люди, род - человек, вид - человек разумный.

Выделение таксономических групп - это попытка определить родственные связи между различными организмами. В идеале это должно быть дерево, где для каждого вида можно сказать, от кого он произошёл. Примерно так сейчас строят деревья на основе генетического анализа. Понятно, что генеалогическое дерево имеет произвольную структуру и не может укладываться в жёсткую схему . Именно поэтому сейчас в классификации в изобилии всякие промежуточные таксономические группы типа: «надцарство», «подцарство», «подтип», «подкласс» «надотряд», «инфракласс», «когорта», «подвид» и т.д. То есть тоже все весьма запутано.

Что интересно. Мы говорим с одной стороны, что всё, Homo sapiens отмутировал. И здесь биологическая таксономия заканчивается и начинается этническая таксономия. Так сказать, кто куда ушел-пошел. Но ведь исследуя гаплогруппы, мы говорим о мутациях генов. То есть оставаясь, по сути, человеком разумным мы все-таки мутируем генетически, но считаем это уже неважным. Типа фигня. И когда говорим про народность или субэтнос мы уже не называем это подвид.

Тем не менее. Мутации в геноме накапливаются с постоянной скоростью. Вычислить эту скорость помогли индейцы, заселившие Америку около 15 тысяч лет назад. Все это время, говорят биологи, у них накапливались мутации, которых нет у людей, живущих на других континентах. http://www.mr7.ru/articles/88819/

Ра́са - система популяций человека, характеризующаяся сходством по комплексу определённых наследственных биологических признаков, имеющим внешнее фенотипическое проявление и сформировавшимся в определенном географическом регионе. Черты, характеризующие разные расы, зачастую появляются как результат адаптации к различным условиям среды, происходившей в течение многих поколений.

Расы: западный ствол - европеоидная, негроидная, пигмеи; восточный ствол - монголоидная, американоидная, австралоидная. Реликтовые расы..

Критерием отличия расы от вида является отсутствие существенных препятствий для создания плодовитого потомства, что приводит к образованию множества переходных форм в области смешения рас.

Например: метисы (монголоиды и европеоиды), мулаты (негроиды и европеоиды), самбо (монголоиды и негроиды).

Забавно: http://www.euromag.ru/france/30763.html Во Франции отменили понятие «расы».

Французские законодатели в очередной раз усмотрели в устоявшихся понятиях оскорбительные нотки. По их инициативе, вслед за запретом слова «мадемуазель» и введением «брака для всех», из официальных документов во Франции будет исключено слово «раса». В тех местах, где избежать этого термина невозможно, будет применяться слово «этнос». Интересно, что запретив слово «раса», депутаты решили оставить слово «расизм». Это очень конструктивно: феномен «расы» - есть, а слова - нет)))

http://postnauka.ru/video/14293Станислав Дробышевский кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, научный редактор портала "Антропогенез.ру"

«…проблема психологически-юридическая, в том, что сейчас на значительной территории планеты существует запрет на исследование рас. Существует так называемая политкорректность, с точки зрения ученых, просто ужасная. Всем здравомыслящим людям очевидно, что расовые различия есть и почему бы их не изучать, и годов до 80-х все этим и занимались. Но большой минус в это вложил проклятый Третий рейх».

Запомним - что это табу. (продолжение следует)

Previous post Next post
Up