В очередной раз говорили с бобром о экзистенциальной бессмысленности существования человека. Мои рассуждения сводились к тому, что даже если выдвигать версии того, что могло бы быть "смыслом", то достоверного подтверждения правильности выбора нет и не будет. Да и зачем?.
"Мда, в такой постановке вопроса жизнь и вправду кажется тупиком", - ответил мне бобер.
Другая постановка вопроса - мгновенность существования. Слегка гипертрофированным ощущением этого обладал поэт
Александр Введенский (1904-1941), о чем писал следующим образом:
"Я понял, чем я отличаюсь от прошлых писателей, да и вообще от людей. Те говорили: жизнь - мгновение в сравнении с вечностью. Я говорю: она вообще мгновение, даже в сравнении с мгновением"
Вообще говоря, Введенский достаточно странный поэт: непосвященный, начинающий читать его
произведения, сталкивается с совершенно непредсказуемой системой образов, отсутствующими алогичными причинно-следственными связями; непонятные и пугающие действующие лица пьес, появляющиеся будто из тьмы, и пропадающие туда же после двух реплик.. В зависимости от степени вашей беззаботности, ощущения после прочтения характеризуются как смутные, тревожные, пугающие, с оттенком незначительности всего материального и осмысленного вами ранее. Например:
Ж е н и х
вот красавица Татьяна
так как дочка капитана
я желаю с Таней быть
с ней минуты проводить
Б о г и
нет минут
..................................
Р о в е с н и к:
еду еду на коне
страшно страшно страшно мне
я везу с собой окно
но в окне моем темно
я несу большую пасть
мне она не даст упасть
(из "Ответ богов")
С в я т о й
Боже дайте мне напиться
это зяблик он не птица
это просто муравей
кувыркался в мураве
кувыркался и брыкался
и смеялся и ругался
и среди земных плевел
как зарезанный ревел
муравей мой что ревёшь
муравей кого зовёшь
М у р а в е й
я реву
я зову
бабочку из бездны
С в я т о й
твой вой не живой
твой вой сторожевой
он пустой и бесполезный
эта бабочка мертва
как дорога и трава
(из "Святой и его подчиненные")
После прочтения можно так же подумать, что вся эта сумятица вовсе не является творческим трудом, а представляет своего рода поток сознания. И в известной степени данная мысль правильная: по-видимому, гений Введенского и заключался в способности сохранить идентичность и искренность этого мыслепотока, его архетипичность, неизбежную в блуждающих образах бессознательного.
Значение этих образов становится видно, как только читатель начинает прокладывать параллели между их употреблением в различных стихах (существовал даже словарь систем образов). Так, "вата" - это не воздушность и легкость, а "характеристика сонного, больного или мертвого тела: «ты бы опочил в ватных штанишках» («Минин и Пожарский»), «он стал валяться на кровати / воображать что он на вате» («Больной который стал волной») и т.п. С этим значением «ваты» связано и значение корня «пух», клонящегося к физиологии «распухания»"
О всем этом здорово пишет исследователь Введенского Анны Герасимова (более известна, как хиппи-рок-музыкант Умка)
в предисловии к книге Александра Введенского "Всё" Вывод ее исследований достаточно прост и в то же время несколько трансцендентен:
"оказывается, что все «иероглифы» так или иначе связаны со смертью, они - маски или псевдонимы смерти, в чистом виде невыносимой, слишком алогичной для смертного сознания. И когда осознаешь это, вся пестрая многоголосица стихов Введенского сливается в один одинокий голос, с монотонностью и внушительностью колокола говорящий все об одном, все о том же самом"
В этом месте у Введенского пересекаются понятия мгновения и смерти. Если существование мгновенно и в то же время фактически не прекращается каждый дискретный момент времени, то человек оказывается в состоянии перманентной гибели. Разве не страшно..
Введенский утверждал, что его ощущение действительности("бессвязность мира и раздробленность времени") противоречит разуму, а значит разум не понимает мира:
«Мне невмоготу. Кому? мне. Что? невмоготу. Я один как свеча. Я семь минут пятого один 8 минут пятого, как девять минут пятого свеча 10 минут пятого. Мгновенья как не бывало. Четырех часов тоже. Окна тоже. Но все то же самое»
Что меня во всем этом больше всего поражает? Уникальность личности человека. Возвращаясь к первоначальному вопросу, наивность во мне говорит, что в условиях такой уникальности каждого существа существование просто обязано обладать смыслом. Однако же, Введенский успешно опровергал обязательность причинности и ее традиционное понимание. Таким образом, я вновь остаюсь в неопределенности.
Л ю д и
ура, ура
видна гора
мы пришли
это Бог
Б о г (громко)
исчезни
С в я т о й (исчезая)
слава Богу
Б о г
исчезните
В с е (исчезая)
слава Богу
(из "Святой и его подчиненные")