Давно хочу рассказать, про теневые аспекты Архетипов, в аспекте тщетности. И как понять, где в нас не то и не так. Указатель такой к выходу из лабиринта. Почему именно тщетность? Потому что тщетность это одна из низших октав нашего существования, ее легче всего обнаружить.
Бунтарь в тени погружается в бесконечное пререкание с реальностью. Люди не такие, мир не такой, все неправильное - вот все как мы любим. В момент прилива энергии это прекращается в "Халк крушить", но энергии резко убывает и человек сливается в низшую октаву, напяливая белое пальто. Вот вы такие, а я не такой, не такой, не такой!
Здесь ключ - увидеть и принять свой гнев на себя, свой личный раскол.
Правитель погружается в тень через тщетность повлиять на мир. "Да кто я такой, чтобы...." подставьте нужное. "тварь я дрожащая или право имею" - его низшая октава, проходка в ад. Вместо построения систем, он погружается в бесконечное и бесплодное препирательство с миром, богом, эгрегорами и прочими участниками ментального пространства его Внутренней Монголии.
Ключ Правителя - вспомнить, кто он есть и как себя выражает. Не нужно сравнивать и мерить, нужно строить свое и присваивать себе свой опыт.
Шут в теневом аспекте теряет чутье на берега, но, в отличие от других Архетипов, его берега не про статус, иерахию, сакральность и тд. Его берега это переход от от острого ума к унылому повтору заезженных мемасиков, в низшей октаве это принципиальный цинизм и дебильные попытки шутить, от которых тошнит его самого не меньше, чем окружающих.
Ключ Шута - освободиться от маски циника, стоящего над всеми.
Простодушный в тщетности своей начинает транслировать окружающим "возьми уже меня на ручки, дрянь, и заткнись, я котик, у меня лапки, а ты мне должен".
Ключ Простодушного - перестать пытаться использовать слабость как силу через манипуляции. Его сила искренность, а не умение играть на нервах.
Любовник\эстет в тщетности своей превращается в вульгарное подобие себя самого, утрачивая одновременно способность наслаждаться и вести к наслаждению окружающих. Его сильная сторона - то самое чутье на утонченное удовольствие обращается в яростные и тщетные попытки выпрыгнуть из штанов.
Ключ Любовника - возвращение к контакту самим собой. Только он внутри способен тонко отделить экстравагантность от вульгарного вызова, а дешевый эпатаж ради лайков от подлинного сияния.
Герой в тщетности своей безумно боится поражения и необходимости сдаться и тем самым нивелирует свою волю, настойчивость до состояния тряпки, которой даже щели от сквозняков не заткнуть. При этом ненавидя себя за такое состояние и окружающих за то, что довели.
Ключ Героя - дать себе право на ошибку и поражение и перестать бояться за свой статус.
Опекун в тщетности своей становится тираном, абьюзером , превращая контакты с окружающими в бесконечное натягивание совы на глобус. "Шаг вправо и влево - побег, прыжок на месте - провокация", Опекун становится косным формалистом и пытается растить ежиком из мышей, сетуя на нерадивость мышей и их отказ ценить его подвиг.
Ключ Опекуна - задать себе вопрос "ради чего я все это делаю" и приложить все усилия, чтоб не врать в ответ. Если за действием Опекуна найдется приосанивание на фоне других или попытка лучше других знать, как всем жить, думать, любить и печь пирожки, это прямой путь в теневое падение Архетипа, его низшую октаву.
Теневой Маг теряет связь со своей интуицией, подменяя ее на жонглирование рассуждения на то, как все должно быть и превращается в имитатора самого себя. Беда же имитации том, что она, как всякое вранье в действительно важных для него точках контакта с реальностью, разрушает Мага и отнимает у него саму возможность раскрыться согласно своей природе.
Ключ Мага - доверие своему существу, принятие его инаковости и дистанции, отделяющих его от социума. Без этой дистанции, которая вовсе не корона и не гордыня, возведенная в абсолют, Маг не способен отойти от мейнстрима и начать слышать голос своей души.
Тщетность теневого Славного Малого приводит его у чувству тотальной ненужности и одиночества. Он может пытаться подстраиваться под других, он склонен в силу своих патернов к созависимому поведению, он может даже пытаться имитировать другие Архетипы, но слова будет проваливаться в чувство ненужности своей в мире.
Ключ Славного Малого - ты не один, ты никогда не был один. Ищи своих, понимая, кто ты есть и свои жизненные ценности.
Тщетность Философа похожа на попытки сложить слово СЧАСТЬЕ из кубиков Ж О П А. Теневой Философ утрачивает способность извлекать свои собственные смыслы из происходящего и выходить за рамки существующих парадигм, отбрасывая те из них, что не прошли поверку практикой. Если учесть, что смыслы это его пища и воздух, можно понять, сколь невыносимо ему это состояние.
Ключ Философа - образно говоря, возьми другие кубики или нарисуй свои, в смысле, перестань цепляться за концепции и париться об абсолютном смысле всего.
Тщетность Творца это неспособность выразить внутреннее через внешнее. Падение в серы морок, тоску, мечты о славе и грандиозности вместо погружения в живительный поток творчества.
Ключ Творца - отказ от компромисса и попыток угодить, запрограмировать выгоду или успех - за это отвечают другие Архетипы. Вернись к своему истоку и спроси себя: что я хочу сказать миру и дай себе право действовать согласно идее.
Тщетность Искателя это, образно говоря, день сурка. Например, когда ты каждый раз отбрасываешь себя на "нулевой километр", бросая проект за шаг до успешного запуска, бежишь за новым курсом, дипломом, не применяя изученное. Тень Искателя отлавливать сложней всего, потому что она очень неоднозначная. Искатель ценит новизну, свободу и впечатления. И поэтому формально смена проекта, новый диплом и другие штуки могут кормить Искателя годами, проблема начинается тогда, когда человек понимает, что бежит по кругу как цирковой пони.
Ключ Искателя будет в честном, предельно честном ответе на вопрос: мной движет страх или радость? Если от того, что он делает, радости не прибывает, а лишь становится на время меньше напряжения, это все-таки тень.
Здесь стоит также упомянуть два важных момента
Во-первых, побуду Капитаном Очевидность: чем более значимую роль играет Архетип в жизни человека - тем разрушительней будет его теневое состояние.
А Капитан Неочевидность добавит, что падение в тень не-ведущего Архетипа также ослабляет человека, только не так быстро и сокрушительно. Поэтому неважных архетипов нет, и прорабатывать нужно каждый, просто чаще использовать те, что более ресурсны.
Во-вторых, прорабатывая любой из Архетипов, даже не ведущий, все равно помогаешь проявиться всем остальным. То есть вот вполне реально разобраться, скажем, с Бунтарем или Правителем, а в итоге дать нормально жить Творцу или Любовнику\Эстету. Все на пользу, в общем.