PISA: результаты за 2006 год

Dec 06, 2007 14:49

Результаты PISA, проведенного в 2006 году, были опубликованы во вторник, 4 декабря. Для тех кто не знает, PISA (Programme for International Student Assessment) сравнивает знания 15-летних школьников из разных стран мира. В 2006 году сравнивались знания более чем 400 000 школьников из суммарно 57 стран. К сожалению, это не все "ключевые" страны: из стран-"монстров" нет Китая и Индии; также нет арабских стран и ни одной африканской страны за исключением Туниса; наконец, из интересных нам, нет таких постсоветских-русскоязычных стран как Украина, Беларусь и Казахстан. Тем не менее, вклад в мировую экономику тех 57 стран, что включены, близок к 90% и поэтому по большому счету PISA неплохо покрывает весь мир (хотя, повторюсь, жаль что нет Китая и Индии). В 2006 году оценивались способности школьников применительно к науке (умение решать научные проблемы; в 2006 году оценка научных способностей была основным фокусом PISA), математике, и чтению. Сравнение, проводимое PISA, очень серьезное - материалы, методики, результаты и прочее доступно здесь. Для таких как я (впрочем, я хочу выделить как-нибудь время и посмотреть определенные вещи подробно), есть сжатый (54 страницы) конспект результатов за 2006 год.

Финляндия впереди планеты всей (также как и в PISA-2003).
Первые шесть стран с лучшими школьниками по науке: Финляндия, Гонг-Конг, Канада, Тайвань, Эстония (!), Япония.
По чтению: Корея (Южная), Финляндия, Гонг-Конг, Канада, Новая Зеландия, Ирландия.
По математике: Тайвань, Финляндия, Гонг-Конг, Корея, Нидерланды, Швейцария.

Что можно увидеть? Ну, круче финских школьников только яйца, и то не факт :) Гонг-конгские ребята практические такие же. И все фактически тоже самое у Финляндии и Гонг-Конга было и в 2003 году, правда в Гонг-Конге похоже за эти три года подучили малость чтение :) Все остальные также неплохи, особенно Канада, Тайвань, Корея - два раза в первой шестерке. Корея кстати чуть-чуть сдала по сравнению с 2003 годом - тогда она была в четверке лучших по всем четырем параметрам (четырем а не трем потому что в 2003 году еще оценивалось, если перевести дословно, "умение решать проблемы" :)

Поразила Эстония - пятое(!) место по науке, 13-ое по чтению (выше среднего уровня) и 14-ое по математике (выше среднего уровня). Странно потому, что пожалуй во всем кроме языка Эстония весьма похожа на Латвию и Литву, а они обе не блещут - их школьники по всем трем способностям показали результаты ниже среднего. У меня даже возникла гипотеза, что сложные языки (а финно-угорские языки сложнее русского, английского и, скажем, шведского языков) способствуют развитию мозгов и, как следствие, лучшей обучабельности. Но похоже финно-угорский язык это не единственный ключ к успеху, т.к. Венгрия (финский, эстонский и венгерский языки из одной языковой группы) показала средние результаты по науке и ниже среднего по чтению и математике.

Наконец, результаты России, ну и чтобы было не так грустно результаты США. По ВСЕМ трем показателям (наука, чтение, математика) наши школьники показали результаты ниже среднего! Вот так вот. Помимо всего этого, выглядит так, что уровень образования российских школьников падает - в частности, в 2000 году наши школьники показывали лучшие читательные способности, чем в 2006 году. У американских школьников дела не лучше - они делают наших по науке (но тоже ниже среднего уровня), местом ниже по математике. И что забавно - США нет в таблице результатов по чтению: т.е. либо по какой-то причине PISA не смогла протестировать амер.школьников по чтению, либо амер.школьники (преимущественно) не умеют читать :))) Так или иначе, мы (по крайней мере наши 15-летние соотечественники) совершенно не блещем (если не сказать хуже) на фоне остального мира и, судя по всему, смеясь над "глупыми" американцами которые не могут, например, показать на карте свою страну, мы смеемся и над собой тоже.

Из забавного: показатели изральских школьников - везде ниже среднего уровня, в частности по всем трем параметрам ниже, например, России. Казалось бы, евреи, как известно, самые умные и вообще, а PISA говорит что совсем нет и даже наоборот. Не знаю какая здесь причина: может быть дело в том, что те евреи, что поумнее в Израиле как раз-таки и не живут (действительно, кому охота жить в стране по которой в будущем с относительно высокой вероятностью могут чем-нибудь шарахнуть и хорошо еще если это что-то будет не ядерным) или может быть дело в том, что в Израиле помимо собственно евреев еще живут и арабы, отпрыски которых возможно оказывают свое "интеллектуальное" влияние на общие результаты страны.

update: посмотреть на вопросы (по-английски) можно здесь

finland, russia, education, usa, estonia

Previous post Next post
Up