Как я пришёл в Скайдайвинг

Jun 25, 2014 21:40

Сразу хочу сказать, что это статья пока еще полного нубаса. В настоящий момент у меня за плечами всего 29 прыжков, 27 из них на крыле. Кому-то это может показаться большой цифрой, кому-то смехотворной. Увидев количество прыжков у инструкторов в Коломне (over 20 000) - я склоняюсь ко второму варианту. Сейчас у меня тот период, когда научить я никого ничему не могу в силу своего небольшого опыта, но высказать своё мнение - ужас как хочется:) На разных форумах говорят, что этот период "всезнайки" длится от 30 до 100-150 прыжков, потом прекращается.
Начать хочу с разных способов обучиться небонырству.
Итак, если ты хочешь стать парашютистом, но не знаешь как - я тебе подскажу. Есть 3 программы обучения скайдайверов:
1) Классическая (или "Вторая программа");
2) Static line;
3) Accelerated Freefall (AFF).
 Для того, чтобы понять основные отличия этих программ, нужно знать какие бывают типы парашютов.Парашюты бывают двух типов(да-да, сейчас крутые перцы-небоныры с пеной у рта будут кричать, что я некомпетентная мразь, и типов парашютов существует очень много. - Остыньте, ребята, я имею в виду дубы и крылья:)  ).
Первый тип - это классические круглые куполы. Они же - десантные парашюты, они же - дубы. Прыжок с такими парашютами доступен каждому новичку, при условии, что у него нет ограничений по здоровью. Перворазников, как правило, сбрасывают с высоты 600-800 метров, свободного падения при этом практически нет, так как парашют открывается автоматически, сразу после выхода из самолета. Подготовка к прыжку занимает от 2-3 часов до 2-3 дней - в зависимости от внутренних процедур разных дропзон. Думаю, что такие тряпки видели все, выглядят они вот так:



Такие парашюты практически неуправляемы(естественно, зависит от типа), то есть, прыгая с ними, ты отдаёшься на волю ветра, и тебе повезло, если на дропзоне опытный руководитель прыжков, который не позволит тебе улететь куда-нибудь в Финляндию. Зато, свою неуправляемость они компенсируют высокой надежностью и стабильностью - именно поэтому к прыжкам с ними допускаются новички. Чтобы посадить такой парашют не нужно быть семи пядей во лбу, достаточно просто не раскорячивать ноги, и не тянуться руками, куда не следует.
Второй тип парашютов - это парашюты класса "крыло". Выглядят они вот так:



Но значительные отличия присутствуют не только форме и симпатичности,  но и в характеристиках. Такие парашюты, во-первых, летают значительно быстрее своих круглых коллег, во-вторых, такие парашюты ЛЕТАЮТ, а не просто спускают тебя вертикально вниз, или куда подует ветер(не в обиду П1-У и УТ-15 будет сказано). Человек без специальной подготовки такой купол посадить не сможет. Точнее, посадить, конечно же сможет(гравитацию никто не отменял), но без травм здесь не обойдется. Эти куполы быстрые и манёвренные.
Вернемся к программам обучения. Обучаясь по второй программе, Вы обрекаете себя на прыжки с круглыми парашютами, постепенно, наращивая опыт, переходя на новые типы круглых куполов. Пересесть на "крыло" будет возможно после того, как Вы выполните от 30 до 100 прыжков на классике(зависит от устоев дропзоны и Вашей адекватности). Не забывайте, что каждый прыжок, аренда и укладка стоят денег. Если Вы хотите сэкономить - занимайтесь бегом. Скайдайвинг - вообще не дешёвая штука сама по себе.
Обучаясь по программе Static line (ST), Вы выполняете прыжки сразу на крыле(вся теория Вам дается перед прыжками). Прыжки выполняются с 1000-1500 метров. Купол открывается автоматически, сразу после выхода студента(да, люди, обучающиеся скайдайву зовутся студентами) из самолета. По этой причине, занимаясь по ST, можно научиться основам пилотирования купола, справляться с проблемами и отказами(для этой программы - актуально), но научиться правильно "падать" не получится. Вообще, сами инструкторы ST говорят, что эта программа совсем не безопасна, и морально устаревшая.
Третий вариант научиться скайдайву - программа Accelerated Freefall (AFF). Этот курс состоит из 7 левелов(8 прыжков, первый прыжок = 0 левел). Прыжки сразу выполняются с высоты 3000-4000 метров(зависит от дропзоны) с парашютом класса "крыло"(всё, что нужно). Я обучался именно по этой программе, поэтому расскажу про неё более подробно.
 Начну издалека. С детства моей(тогда еще недосягаемой) мечтой был прыжок с парашютом. Я представлял себе, как выпрыгиваю из самолета, летаю вниз головой, делаю кучу разных сальто(тогда я еще не умел делать сальто), вообще творю в воздухе, что мне вздумается(а что мне может помешать, это же небо?). Потом я занялся акробатикой, научился делать разные сальто на земле, и мечтал, какие акробатические связки я бы смог сделать, будь у меня побольше времени(больше, чем доля секунды) в воздухе, например, прыгнув с парашютом(кстати, прекращайте говорить фразы типа "прыгнуть с парашюта". Прыжок с парашюта - это верная смерть, если только парашют не лежит на земле, а Вы, как дебил, с него не прыгаете). Хочу сказать сразу - отбросьте все эти наивные мысли и детские мечты! Чтобы научиться летать вниз головой нужна огромная практика(по крайней мере, я не знаю людей, которые бы смогли это делать меньше чем через 100 тренировочных прыжков), я не говорю уже об остальных Ваших задумках. Первое, что Вы будете делать в воздухе - это пытаться не умереть, и не перейти в беспорядочное падение (БП), но об этом чуть позже.
В общем, сидел я одним погожим деньком на берегу моря, и услышал, что мои друзья осенью 2013 года собрались лететь в Коломну, чтобы проходить AFF. Я понял, что это мой шанс, и решил поехать с ними. Боязни высоты у меня никогда не было, так же, к тому моменту у меня за плечами было два прыжка на дубах, и 121 прыжок с веревкой (ropejumping). На фотографии с дубами выше, как раз, запечатлен мой второй в жизни прыжок(я тот, что пониже слева), а прыжки с веревками выглядят вот так:

image Click to view



image Click to view



image Click to view



Поэтому, я был уверен, что никаких проблем с прохождением AFF у меня возникнуть не должно. К высоте и падениям я привычный - что еще может произойти(признаюсь, на втором прыжке с д1-5у, поднимаясь в самолете на 800 метров, мог титановый лом перекусить, сами знаете чем. Но виду не подавал.Мужик же!)? Как выяснилось - произойти может многое - об этом нам подробно рассказывали в первый день на наземной теории, а в самолете я боялся каждого подъема:) Итак, что нужно, чтобы начать проходить AFF:
1) Действующая медкомиссия на оружие, водительское удостоверение, с физкультурного диспансера или влк - выбрать одно:)
2) Страховка(без нее прыгать нельзя), но её можно оформить непосредственно в месте прохождения курса. Страховка на год нам обошлась в районе 6000 рублей.
3) Деньги на саму программу. В октябре 2013 AFF стоила 50 000 рублей. Эта цена за 7 левелов без учёта пересдач(есть и такое), аренду снаряжения и коучерские. Мне пришлось пересдавать крайний левел, и доплачивать за лишний прыжок, соответственно. Сейчас стоимость программы можно посмотреть на сайте дропзоны, на которой соберетесь её проходить.
4) Деньги на перелет и проживание. Коломна - это подмосковье, чуть больше 100 км от Москвы. Есть ДЗ поближе, например Танай.
5) Уверенность в том, что это действительно тебе нужно. Если ты не уверен, что хочешь жечь скайдайв как крутой перец прыгать с парашютом - не проходи программу, ограничься тандемным прыжком с инструктором.
Все этапы сбора позади, и мы прибываем в Аэроград Коломны. Первый день у нас ушел на теоретическую часть: нам рассказывали о правильном положении тела в воздухе, об отказах и проблемах с парашютами(как этого избежать, и как это устранять), о том, как устроен парашют, почему он летает, почему называется "крыло", об аэродинамике и прочих интересных вещах. Потом мы сдавали экзамен - студенты же.
После сдачи экзамена, на следующий день мы приступили к прохождению самой программы. Как я писал выше, начинается она с левела №0 - тандемного прыжка. Нужно это для того(а это действительно нужно), чтобы ты познакомился с небом, почувствовал, что такое свободное падение, посмотрел, как инструктор пилотирует купол, сажает его. На каждый прыжок у тебя есть определенное задание, тандемный прыжок не исключение, кроме одной особенности - тандемный прыжок не пересдаётся. То есть, провалить его нельзя(если ты не полный кретин, конечно). Эмоции у меня были странные. С одной стороны меня пугал Калинин, который пошел размяться в первый взлет, и летел спиной вниз под нами в своем футуристическом шлеме и операторском костюме с крылышками, с другой стороны, бОльшую часть времени я был сосредоточен на выполнении задания(пусть смехотворного), с третьей стороны, все мои детские мечты и стереотипы касательно скайдайва рухнули. Потому что я впервые в жизни почувствовал на своей шкуре, что значит лежать на потоке. Если кому интересно - чтобы почувствовать, что ты испытываешь, прыгая с парашютом с задержкой хотя бы в 7-10 секунд - разгонитесь на машине до 180 км/ч, откройте окно, и высуньте наружу хотя бы руку. Вот такое сопротивление воздуха и в небе, за исключением того, что поток в 180+ км/ч бьёт Вам не в руку, а сразу по всему телу. Тогда же я прочувствовал(не окончательно, конечно), как изменяется положение твоего тела в потоке от малейшего движения кисти руки или,тем более, ноги. С такими смешанными чувствами я пошел готовиться к левелу №1. С 1 по 3 левел ты прыгаешь с двумя инструкторами, которые держат тебя по бокам(позже я узнал, что в RW такая фигура называется "молоток"), то есть, даже если ты впадешь в ступор, то не умрешь, потому что инструкторы полностью контролируют положение твоего тела в воздухе, а так же, подают тебе команды руками, которые ты заучиваешь еще на теории. Задание на первый прыжок - контроль высоты, 3 имитации раскрытия парашюта, и само раскрытие на заданной высоте(1600 метров. Забавно, на AFF после того, как на альтиметре стрелка переваливает ниже 2000 метров, прекращается выполнение всех заданий, чтобы не проворонить момент раскрытия. А сейчас я, периодически, только выхожу из самолета на 1500 метрах. На AFF высота в 2000 метров мне казалась до безобразия низкой. Кстати, в этом минус этой программы). Вот так выглядел мой первый левел:

image Click to view



Сейчас мне очень забавно смотреть на свои испуганные глаза и позу:)
Инструкторы перед каждым прыжком говорят расслабиться и улыбаться. Это не пустые слова людей, которые хотят поиздеваться над новичками. Действительно, от твоего настроя зависит 90% успеха, поэтому - улыбайтесь(поначалу,возможно, это будет через силу, и сложится впечатление, что Вы сидите на унитазе) - это поможет справиться с волнением, и расслабьтесь - это поможет делать всё без суеты, и принять правильную позу для пузофлая.
На втором левеле задание с тремя имитациями раскрытия остается в силе, но добавляются развороты группой на 90 градусов в обе стороны. Разворачивать группу придется Вам, на AFF учат это делать только руками. Третий левел - так полюбившиеся Вам 3 имитации, постучать ногами друг об друга 2 раза(Это бывает сложно для некоторых. Делается для того, чтобы инструкторы видели, что Вы контролируете положение ног в воздухе), и инструкторы впервые отпускают Вас, но продолжают лететь рядом. К моменту, когда Вам нужно открывать парашют, они снова Вас берут и выравнивают. На 4 левеле Вас ожидает сюрприз: Вы начинаете прыгать не с двумя, а с одним инструктором, и заметно нервничаете по этому поводу. Не отчаивайтесь - за Вами следят, Вас контролируют. Здесь Вам нужно самостоятельно(инструктор Вас не держит) развернуться на 180 градусов в обе стороны, показать движение вперед(в воздухе и такое можно. В воздухе, вообще, много что можно), и приземлиться в радиусе 100 метров от заданной точки. Так как у инструкторов купол по площади значительно меньше Вашего(следовательно быстрее), а открываются они ниже, чем Вы - на землю они ступают первыми. На начальных уровнях инструктор с земли по рации помогает Вам посадить парашют. На контрольном экзамене, Вы уже делаете это полностью самостоятельно, иначе не сдадите(так я и попался). Как говорить по рации, и управлять куполом? - Очень просто, говорить Вам не придется никому не интересно, что Вы там скажете, придется только слушать. Вот так выглядите Вы(я) на 4м левеле. Арендный костюм, очки, шлем, рация на нем, высотомер, перчатки, парашют и, как раз, то самое движение вперед:



К тому моменту я начал сомневаться, что всё это(скайдайв) мне нужно.
Левел №5 - здесь Вам предстоит забыть упражнение "имитация", и показать инструктору контролируемые развороты на 360 в обе стороны, и движение вперед. Думаю, говорить о том, что инструктор Вас держит только до стабилизации после отделения, а потом отпускает - излишне. Вообще, у меня была фобия, что я начну крутиться в какую-нибудь сторону, и не смогу остановиться до земли:)
Левел №6 - до экзамена остался один прыжок. Здесь Вы отделяетесь и стабилизируетесь самостоятельно( инструктор Вас уже не держит). Отделение происходит на мотор, то есть по направлению движения самолета. После стабилизации Вам нужно сделать два задних сальто(техника абсолютно не такая, как в наземной акробатике), и выполнить разбежку от инструктора. Кстати, радиус приземления от точки сужается уже до 50 метров:)
Левел №7 "экзамен". Если Вы его выполняете, то получаете статус парашютиста-новичка, и можете прыгать соло прыжки. На этом уровне Вам предстоит самостоятельное отделение под хвост самолета(чего Вы за все предыдущие уровни ни разу не делали, и это Вас явно нервирует), выполнить заднее и переднее сальто(кстати, суть выполнения этих элементов не в чистоте самого сальто, хотя, визуально потом приятнее смотреть на ровное, а в том, чтобы вы из любой плоскости могли выйти обратно на пузофлай, а не лететь в БП до земли), развороты на 360 в обе стороны, разбежка, самостоятельное открытие, самостоятельная посадка(без подсказок). В первый раз я не прошел 7 левел именно из-за посадки купола, и мне пришлось его перепрыгивать - было немного обидно, хотя, сейчас я рассуждаю по-другому, и понимаю, что не зря перепрыгивал. Видео с успешной попытки сдачи экзамена, после этого прыжка я уже смог прыгать соло. Заметьте, тут моё лицо посчастливее, чем на левеле №1:)

image Click to view



А это - наш первый общий прыг(когда все пятеро прошли программу, и впервые прыгали соло в одном взлёте, отделяясь друг за другом):

image Click to view



После успешного прохождения прогрессивного курса обучения свободному падению, я пошел прыгать соло. Без задания на прыжок и задней мысли. И знаете что? Это скучно. Скуч-но. Никогда бы не подумал:) Хочу дать совет - он относится не только к тому периоду времени, когда Вы проходите обучение, он актуален всегда. Такой совет-константа-аксиома:) Всегда прислушивайтесь к тому, что Вам говорят более опытные парашютисты. Ходите на все разборы полетов(инструкторы с Вами разбирают каждый Ваш прыжок), и не только на свои. Это всегда пригодится и лишним не будет.
 Мы проходили AFF впятером. Все пятеро были из Владивостока, все были друзьями, все приехали в Коломну вместе с целью пройти курс. Из всей нашей шайки только я один принял решение на 4 уровне, что закончу программу из принципа, и в дальнейшем прыгать не буду. После того, как я вернулся во Владивосток, походил две недели, посмотрел в небо, потоскавал - я понял, что хочу заниматься скайдайвом(вот такое позднее зажигание у меня сработало). Ребята же, напротив, решили, что им это не нужно (кроме одного человека, с которым мы сейчас, собственно, и прыгаем). Так вышло, что наша местная ДЗ тогда закрылась на очень длительное межсезонье. Продолжалось оно с ноября 2013 по май 2014. При этом, точных сроков никто озвучить не мог(были причины), и я, психанув, снова полетел в Коломну. Уже в феврале. В тот момент, я понял абсолютно все демотиваторы, на которых показано как у небоныров расставляются приоритеты в трате заработанных денег:) Полетел я туда всего на два дня, чтобы "хоть немного попрыгать". Купил билеты за месяц до вылета, windguru и гисметео тогда меня чуть до инфаркта не довели своими ежедневными переменами погоды на даты моих прыжков. От солнышка и чистого неба доходило чуть ли не до торнадо и обратно:) Спасибо Летающему Еноту из Коломны, который в первый день свозил меня в Чехов полетать в аэродинамической трубе, а на второй день прыгал со мной курс RW. Надо сказать, что труба меня очень расслабила, позволила почувствовать поток, и больше не бояться того, что неаккуратное движение пальцем приведет к БП:) Поэтому, если у Вас есть физическая и финансовая возможности - перед AFF полетайте в трубе хотя бы 15 минут. Вот один из тех прыжочков и несколько фото. Ничего особенного:

image Click to view













Спустя пару месяцев после моего возвращения с этого безумного трипа, начала  работу наша местная дропзона, на которую я выбираюсь практически каждые выходные(неудобство в том, что расстояние от Владивостока до ДЗ = почти 250 км в одну сторону), и где мы прыгаем вместе с Пашей, с которым проходили AFF в октябре. Пока учимся работать в группе (Relative Work). Что-то получается, что-то нет, но, в любом случае, глаза горят у обоих, а значит и всего, что задумали, мы обязательно достигнем.
Дабы окончательно показать, что мы нубасы в этом деле, прикладываю пару видео и фото:) На первом видео нас неистово крутит против часовой стрелки, на втором видео мы не менее неистово разлетелись по высоте, и я, как идиот как база лежу на месте, почему-то, не подрабатывая под Пашу, а он изо всех сил вспухает до моего уровня:) Кстати, оба прыжка с высоты 2400 метров:

image Click to view



image Click to view





Уверен, что, поднакопив опыт, у меня появятся другие мысли и другие темы, которыми я захочу поделиться. Но на данном этапе, пожалуй, я всё сказал. Любите небо - прыгайте скайдайв:)
Previous post Next post
Up