ОДНАЖДЫ В МАХАЧКАЛЕ

Jan 25, 2022 13:15

Однажды в Махачкале… у нас украли палку копченой колбасы из стратегической походной раскладки. Но не будем о грустном. «Главное в жизни - не деньги, а закон созидания». Не знаю, кто сказал, но мне понравилось.

В последний день лета мы сошли с поезда на вокзале Махачкалы. В лицо пахнуло влажно-горячим пряным ароматом ночного южно-приморского города.Вагонная тишина сменилась гомоном и суетой привокзальной площади. Прибывшие пассажиры рассосались по встречающим их автомобилям, и мы остались одни с огромными рюкзаками среди кучи таксистов, которые набросились на нас как акулы на одну единственную рыбёшку. Везти нас за разумные деньги они не хотели, как вдруг толпу раздвинул некто, назвавшийся работником Россельхознадзора (офис находится в здании вокзала), погрузил наши объёмные пожитки в свой автомобиль и отвёз нас в гостиницу, где был забронирован номер. От денег он отказался наотрез со словами: «Не люблю, когда обижают гостей Дагестана. Не хочу, чтобы они думали, что мы - негостеприимные и жадные!»

Воистину, Дагестан - республика контрастов. Прямо с первых минут пребывания в Махачкале на нас посыпались эти контрасты. Но справедливости ради, хочу отметить, что отрицательных моментов было очень мало, а положительных - море. И я могу с полной уверенностью говорить, дагестанцы - добрые, улыбчивые, гостеприимные люди.

Прибыли мы в Дагестан с целью побродить по местным горам.



Планировали задержаться в Махачкале не более 2-х дней (купить газ и провиант, определиться с трансфером). Но наша гостиница стояла на окраине городского пляжа (можно было в купальниках бежать к морю, и только уважение к местному менталитету заставляло нас одеваться), и мы в первый же день обгорели до степени варёного рака. На такие спины рюкзак не наденешь, пришлось бежать в аптеку и лечиться.

Вместо 2-х дней проторчали в Махачкале пять: купались в море (вода 27 градусов), гуляли по старому городу, объедались овощами и фруктами, а когда случайно зашли в кулинарию, то подсели на её разнообразные деликатесы, набросившись на еду, как будто мы прибыли из голодного краю.

Вот о той Махачкале, которая открылась нашему взору, мой рассказ. Начну с моря. Начало сентября в Дагестане - это разгар лета. Солнечно, жарко. Пляж - песочек, чисто, потому что посетители культурные, стараются не мусорить.



Кайт-сёрферы рассекают по волнам.



Спортсмены тренируют ноги и лёгкие, бегая вдоль кромки воды, подростки играют в волейбол.



Но море частенько штормит.



И тогда по пляжу ходят «спасатели Малибу» и выгоняют кувыркающихся в волнах на берег.



Пока спасатели в «матюгальник» призывают выйти на берег в одном конце, в другом - народ лезет в волны. А как-то вечером на пляже было сразу семь спасателей! Но и штормило знатно.

Недалеко от Махачкалы находится военно-морская база, и можно наблюдать, как туда летят вертолёты (пограничные патрульные и перевозящие пассажиров).



Живые летающие средства, не обращая внимания на тарахтение винтов вертолёта, собирают в песке морские съедобные дары. И вдруг ворона срывается с места и соревнуется в скорости полёта с блестящей железной «птицей».



Уровень воды Каспийского моря ниже уровня Мирового океана на 27 м. Казалось бы - цифра незначительная. Но… Норма атмосферного давления здесь выше привычного - считайте, что Вы погружаетесь в шахту. Местный климат совершенно не подошел автору ЖЖ: каждое утро я просыпалась с лицом и конечностями, раздутыми до слоновьих размеров (застой лимфы), хотя в общем-то не имею склонности к отекам. Тут же родилась традиция каждый новый день начинать с 5-часового морского гидромассажа: из моря меня не могли выловить ни члены группы, ни спасатели, надрывая горло, оря в «матюгальник», что купание в шторм запрещено. Над группой нависла угроза «потерять» штурмана горного похода в море…



Посвежевшая и похорошевшая после заплыва, я требовала культурную программу - прогулку по городу.

Самый главный для города памятник стоит на Привокзальной площади с 1971 года и встречает всех прибывающих в столицу Дагестана поездами. Правда, головой ко входу в здание вокзала повёрнут только конь, но это не суть важно. У него даже приоткрыт рот, будто он произносит приветствие: «Салям алейкум! Добро пожаловать!»



Конная статуя увековечила борца за советскую власть, первого военкома Дагестанской Красной Армии Магомеда-Али Дахадаева (Махач - это прозвище), убитого в 1918 году белогвардейцами, действующими в интересах Антанты. В 1920 году город Порт-Петровск получил название Махачкала (крепость Махача). Привокзальная площадь - логичное место для установки памятника Махачу, ибо он до революции окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения, получив диплом инженер-путеец.

Недалеко от Привокзальной площади находится площадь Ленина с установленным здесь в 1960 году семиметровым памятником В.И.Ленину (к 90-летию рождения вождя пролетариата).



Естественно, площадь несколько раз меняла своё название. Во времена бытности города Порт-Петровском площадь именовалась Соборной из-за стоявшего здесь собора Александра Невского. Говорят, что вокруг храма воздвигли необычную ограду из списанных ружей, отпущенных военным ведомством. Пришли новые времена - собор снесли, и как-то без собора называть площадь Соборной стало неловко. До 1958 года на площади красовался памятник И.В.Сталину. С изменением имени площади, заменили и памятник на постаменте.

Сегодня площадь Ленина - это средоточие власти: позади памятника расположился городской муниципалитет, а напротив него - здание Госсовета, место работы главы Дагестана, а также правительства и парламента.



Здесь проводят парады и концерты. Старожилы говорят, что лет 20 назад по площади курсировали автобусы и легковушки. Сегодня для личного и общественного транспорта проезд закрыт и здесь можно увидеть исключительно чиновничьи автомобили со спецномерами.

Говорят, что на площади три раза приземлялся вертолет. Два раза таким образом в центр Махачкалы прилетал Дмитрий Медведев. А в июне 2013 года отсюда забрали арестованного по ряду тяжких обвинений мэра Махачкалы Саида Амирова. С тех пор в республике появилось выражение «за кем прилетит вертолет», то есть «кому из высоких чиновников грозит уголовное преследование».

В площадь Ленина упирается проспект Расула Гамзатова с бульваром посередине. Бульвар начинается бюстом Гамзату Цадасу на высоком постаменте - основоположнику дагестанской литературы, народному поэту республики, отцу великого Расула Гамзатова. Установлен бюст здесь был на 4 года раньше, чем памятник Ленину - в 1956 году.
Неподалёку от него располагается дом, в котором жил Расул Гамзатов.
Не радуйся, когда превознесут
Всё то в тебе, чем ты не обладаешь,
И не сердись, когда ругать начнут
Всё то в тебе, что ты не замечаешь.



Рядом на лавочке сидят не просто два аксакала, как думают некоторые. Это памятник народным поэтам Дагестана Сулейману Стальскому и Абуталибу Гафурову, открытый год назад, в августе 2020 года. Как говорят, они поджидают гостей республики, которые с удовольствием составляют им компанию.

«В эпохе каждой - свой пророк, и каждый новый дал урок». Максим Горький назвал Сулеймана Стальского «Гомером XX века». Абуталиб Гафуров сказал:
«Пусть у орла грозен полёт,
Пчела мала, но приносит мёд.
Пусть у орла грозен полёт,
Но от орла только помёт».

От памятников трём поэтам Дагестана пройдёмся дальше по бульвару проспекта Расула Гамзатова. Практически рядом находится мемориал погибшим милиционерам в годы хаоса 90-х годов. За статуей милиционера с мечом (символом решимости отомстить за погибших товарищей), преклонившего голову и одно колено в знак скорби, находятся мемориальные доски с фамилиями правоохранителей, которые погибли при восстановлении мирной жизни и порядка в республике. И место - самое подходящее. Напротив сквера с мемориалом на целый квартал растянулось здание МВД.



По соседству с Мемориалом находится симпатичный фонтан - горянка поит водой из кувшина голубей.



Если от «горянки» свернуть вправо по улице Дахадаева, то попадёшь в сквер Борцов революции с Мемориалом шестерым дагестанским большевикам - руководителям революционного подполья, расстрелянным врагами советской власти в 1919 году.
Памятник установлен 40 лет назад (в 1980 году). Герои гражданской войны запечатлены гордыми, мужественными и непобеждёнными.



Мемориал дагестанским большевикам установлен на фоне симпатичного здания Дома Дружбы. Как известно, Дагестан - самый многонациональный регион РФ: в нём проживает более 60 народностей.



Перед входом в Дом Дружбы устроен грандиозный фонтан, который, к сожалению, не работал, и мы не смогли полюбоваться феерическим зрелищем: как вода извергается из раскрытых ртов осетров. Кстати, исчезающий вид рыбы в Каспийском море. Скоро только и будем видеть их в подобных фонтанах.



Рядом с Домом Дружбы находится сквер имени Фазу Алиевой. Он такой большой, что больше похож на небольшой парк, в котором есть и скульптуры, и памятники, и беседки-ротонды, и многочисленные кошки, поэтому назовём его условно «парком кошек».





Пройдёмся по его многочисленным аллеям. Сразу же утыкаемся в жанровую скульптуру «Дети». Мальчик и девочка отпускают в небо голубей. Душевная такая сценка.



Практически в центре сквера установлен в 2017 году памятник Фазу Алиевой, имя которой оный сквер и носит. Фазу - народная поэтесса Дагестана, кладезь мудрости. Чего только стоит её стих «Муж и жена»:
Так говорят: «муж - единица», и «ноль - жена», - так говорят.
Всё от того, как встанут в ряд две цифры, - может измениться.
Когда женой приходит в дом невестка с тактом и догадкой -
Она, за мужем встав нулём супруга делает десяткой,
А глупая жена пред мужем нулём становится вперёд.
И счёт идёт наоборот. И результат, конечно, хуже.
Я пью за то, чтоб с добрым смыслом жена, с супругом жизнь деля,
Вела его к высоким числам. А не сводила до нуля!



Вы заметили, сколько народных поэтов в Дагестане? Только начали прогулку по городу и уже 4 памятника, расположенных кучно. Но вернёмся на проспект Расула Гамзатова, чтобы одним глазком посмотреть на стоящий здесь Дом Поэзии (2015 года постройки).



На фасаде написано «Театр поэзии от Пушкина до Гамзатова», что можно перефразировать - от «солнца русской поэзии» до Гамзатова, для которого А.С.Пушкин был «Петром Первым». А вот и сами поэты - вне времени и эпохи, встречают пришедших на литературные вечера.



Дворик утопает в зелени, оформлен фонарями под старину. Только теперь там вместо свечей и масляных ламп горят электрические светильники. Стоят кругом скамейки, на которых удобно посидеть-помечтать-подумать, глядя на Великих поэтов.

Вообще, проспект Расула Гамзатова изобилует памятниками и зданиями культурного назначения. Например, здесь находится республиканская национальная библиотека, на фасаде которой барельефы писателей, внёсших значительный вклад в развитие культуры. Не берусь перечислить их, так как не сильно знакома с дагестанской культурой. Наверное, здесь находятся и те поэты, о памятниках которых говорилось выше.



Абсолютно все барельефы изображают горцев в головных уборах - папахах, потому как кавказец с непокрытой головой - не мыслим. Этикет позволяет им не снимать папаху в помещении. Эта шапка универсальна: в ней летом не жарко, а зимой не холодно. Она покроена таким образом, что прямо-таки заставляет держать спину прямо. В военное время этот меховой головной убор должен был смягчать удары, ориентированные в голову. Папахи не только защищают от холода, ветра и сабли, но и имеют сакральное значение. У народов Кавказа даже есть поговорка: «Если тебе не с кем посоветоваться, советуйся с папахой».

На балюстраде лестничного пролёта ко входу в библиотеку сладко дрыхнут коты учёные, видимо, начитавшиеся высокой поэзии))).



Не поняла махачкалинского юмора со скульптурой под названием «Муза», установленной возле библиотеки. Насколько мне известно, муз было 9.
- Каллиопа - муза эпической поэзии, изображалась с восковыми табличками и стилусом (палочкой для письма).
- Эвтерпа - муза лирической поэзии и музыки, держит в руках древние инструменты - авлос или сирингу (прообразы гобоя и флейты).
- Эрато - муза любовной поэзии, изображалась с венком из мирта и роз, с лирой или маленькой кифарой (музыкальным инструментом)
- Талия (Фалия) - муза комедии и лёгкой поэзии, изображалась с комической маской в руках и венком из плюща на голове
- Мельпомена - муза трагедии, изображалась с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов).
- Терпсихора - муза танца и хорового пения, изображалась иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире. Характерные атрибуты: венок на голове; в одной руке - лира, в другой - плектр (медиатор).
- Клио - муза истории.
- Урания - муза астрономии.
- Полигимния - сначала муза танцев, потом пантомимы, гимнов и молитвы.
А теперь рассмотрим дагестанскую музу.



К какому виду искусства или поэзии она относится? Судя по месту прописки - библиотека, венок на голове, лира в руках - это муза любовной поэзии Эрато. Но непонятно, что у неё в другой руке. Посмотрите, на чём она стоит. Нечто похожее на допотопные чашечные весы. А весы - символ правосудия. Короче, странная муза.

Далее по проспекту Гамзатова находится здание Русского театра весьма строгой архитектурной формы без всяких наворотов, но с транспарантом, что здесь находится пункт вакцинации от ковида. Власти города активно призывают горожан прививаться всякими методами, в том числе и в стихотворной форме: «Болеть - больно, умереть - страшно, привиться - просто!», однако ни на одном встреченном прививочном пункте мы очередей не увидели. Да что там очередь, мы и людей-то не наблюдали!



Перед Русским театром «сидит» задумчивый Расул Гамзатов. Да и где ему ещё быть, как не на улице своего имени? Бронзовый монумент - классика советской литературы, установленный на постаменте, облицованном красным гранитом, считается одной из «визитных карточек» Махачкалы. Поэт запечатлён сидящим с книгой в руке. Бурка, накинутая на его плечи, подчёркивает принадлежность классика к его малой родине - Дагестану. Если вы даже не в курсе, кто это такой и чем прославился, то, без сомнения, песню «Журавли» о солдатах Великой Отечественной войны слышали.

Это место - настоящий кластер театральной культуры. Сзади и с боков к зданию Русского театра примыкают Лакский театр, Театр оперы и балета и Театральный музей. А сквер с фонтаном разделяет театральный кластер с Театром кукол.

Раз уж мы заговорили о театрах, то не могу не сказать о Кумыкском театре, который находится на улице Дахадаева - не так далеко от театрального Гамзатовского кластера. В 2010 году перед зданием Кумыкского театра торжественно открыли памятник первой женщине - профессиональной актрисе Дагестана - Барият Мурадовой, которая ушла из жизни в 2001 году.



Женщин в Дагестане уважают. Как видим, их не только воспевают многочисленные поэты в своих стихах, но и устанавливают им памятники. В Махачкале в 2006 году в парке Ак-Гёль был установлен 10-метровый бронзовый памятник русской учительнице.



Дагестан - самая многонациональная республика России, где численность ни одного народа не превышает 30 % среди общего населения. До революции общего языка не было: люди каждого аула жили обособлено и разговаривали лишь на понятном им языке. Труд многих учителей из России дал им общий язык для общения. И у дагестанцев Великая благодарность русским за это. Русский язык, наряду с ещё 13 языками коренных этносов, является государственным языком Республики Дагестан.

Авторы памятника придали скульптуре характерные славянские черты лица. Скромная молодая женщина в левой руке держит глобус, в правой - открытый учебник.



Памятник русской учительнице - неофициальное название, данное жителями Махачкалы. На самом деле - это памятник русской интеллигенции, собирательный образ людей многих профессий - врачей, агрономов, инженеров и других русских специалистов, которые приехали в Дагестан и подняли уровень культуры и образования северокавказских народов.



Под памятником находится музей истории Махачкалы, который открыли через год после открытия Мемориала русской интеллигенции - в 2007 году, приурочив к 150-летию города.



Несмотря на богатое историческое прошлое дагестанской земли, Махачкала - город относительно молодой. Его история началась в 1844 году, когда было заложено укрепление Петровское, названное в честь русского императора, а в 1857 году укрепление Петровское стало портовым городом Петровском.

И вот перед входом в Музей вещественное доказательство того, что Каспийское море было судоходным с древнейших времён.



Этот якорь подняли со дна моря недалеко от Дербента. Археологические работы проводились с целью поиска следов морского сражения, в ходе которого летом 1669 года Степан Разин якобы потопил 50 персидских судов. Не буду утомлять читателей этого опуса историческими изысканиями учёных в определении, кому же принадлежал этот якорь. Скажу сразу, что под подозрением ватаги русов, которые бродили по Каспию от северных его берегов до южных ещё в IX-X веках, о чём сообщает известный арабский ученый аль-Масуди. И ничего странного в этом нет. В те времена здесь находилось мощное государство Хазария, через которое проходили важные морские и сухопутные торговые пути, связывавшие Восточную Европу, Византию и Киевскую Русь со странами Переднего Востока. Найденные на дне Каспия якоря позволяют уточнить морские маршруты, проложенные русами на Каспии в то далекое тысячелетие. По всей видимости, русы не прокладывали в этих походах новые дороги, они шли по известным древним торговым путям. Неудивительно, что уже значительно позже, в XVI-XVII веках, по тем же путям прошли струги Степана Разина.
Напомню, что памятник русской учительнице и Музей истории находятся в парке Ак-Гёль. На входе в зону парка стоит оригинальный указатель на Музей. Понятно, что он приглашает в гости всех: и взрослых, и детей, и пенсионеров.



К тому же, посещение его бесплатное в отличие от аттракциона «Дом вверх дном», цены на билет которого «кусаются» - необходимо заплатить 300 рублей, что для семьи из 4 человек - существенная статья затрат на просто «посмотреть» при прогулке в парке. И это в республике, где самая низкая средняя зарплата в РФ! Да, так и хочется воскликнуть: «Махачкала - город контрастов!»





Ну раз уж мы оказались в парке Ак-Гёль, то прогуляемся по его аллеям. Но сначала о самом озере. Ак-Гёль (Аккёль) - белая вода в переводе с тюркского. Озеро бессточное, лагунного типа, то есть образовано намытой песочной дамбой (природной), которая отделила воды лагуны от вод Каспия. Теперь море находится в 1 км от озера. Говорят, что уникальности озеру добавляют огромные запасы сульфидной грязи, которой лечатся кожные заболевания, в частности псориаз.



Неудивительно, что его берега активно застраиваются жилыми комплексами, гостиницами, санаториями и прочей инфраструктурой. Нынче псориаз - это распространённое заболевание кожи, очень неприятное, хотя и говорится остряками, что оно из разряда приятных болезней, мол, чешешь и чесать хочется.



Собственно, парковая зона расположилась на юго-восточном берегу озера, примыкая к проспекту Петра I и протянувшись вдоль него на пару километров.





Аллея, выложенная красивой плиткой и обсаженная молодыми деревцами платанов и клёнов, махачкалинцами называется Променадом (прогулка - франц.). Юмористический склад характера дагестанцев чувствуется везде, даже в названиях аллей, магазинов и даже аптек.



Вдоль Променада установлены скамейки для уставших от отдыха. И почти также часто, как установлены оригинальные фонари, стоят автоматы с грушами для битья. Кстати, эти автоматы стоят повсюду. Дагестанцы - народ горячий, эмоционально легко возбудимый. И эти эмоции не всегда положительные, поэтому «груши для битья» - это находка в момент, когда хочется дать в морду какому-нибудь наглецу. Кладёшь денежку в монетоприёмник и лупишь по груше от души, представляя наглую морду. Полезная вещь для выпуска пара. А однажды мне удалось наблюдать за группой молодёжи, которая устроила возле «груши» соревнования по силе удара. Победителю устроили бурную овацию с восторженными возгласами. Не хватает только, чтобы цифры на табло сопровождались звуковым сопровождением репликами типа «мало ел каши» или « не мешает подкачать мускулы (бицепсы, трицепсы)».

Скоро в парке Ак-Гёль к гуляющим жителям близлежащих домов добавятся посетители строящегося оригинальной формы «корабля мечты» - торгово-развлекательного комплекса «Парус». А, возможно, это 6-этажное строение снесут по решению арбитражного суда, в который обратилась мэрия Махачкалы. Там что-то с подложными документами на земельный участок. В общем, всё как и везде - фальсификация, воровство, коррупция… А жаль, здание-то красивое.



В ближайшие ворота выходим из парка на проспект Петра I. А вот и он, красавец, стоит на площади, естественно, своего имени, строго взирает на бурное движение в обе стороны по проспекту опять же своего имени. Машины несутся друг за другом в плотном ряду, так что к Петру не подберёшься, и никаких светофоров рядом.



Пусть вас не удивляет тот факт, что Петра I в Дагестане уважают и даже благодарны ему. Ведь, как свидетельствуют историки, Петр лично был тут во время персидского похода русской армии (1722 год), и, якобы, ему очень тут понравилась местная водица (море, которое не замерзает), и повелел он основать тут российскую крепость. С того и пошел новый город - Петровск, нынешняя Махачкала.

В память о пребывании здесь императора, в 2005 году в городе появилась площадь Петра I. В 2006 году в Махачкале появился проспект Петра I, а спустя 284 года после визита императора здесь установили бронзовый памятник основателю, который был отлит в Санкт-Петербурге. С зорким как у орла зрением, дагестанцы заметили, что памятник Петру I в Санкт-Петербурге обращён на Запад, тогда как в Махачкале взгляд императора устремлён на Юг.



ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

туризм, Дагестан, Россия, море, город, путешествия

Previous post Next post
Up