Бытие, грех, дети и "человеческая матрица"

Sep 20, 2015 20:58


Думаю, не мне одному было интересно, что же в действительности произошло в Эдемском саду? Именно с него, по общепринятому мнению, "все пошло не так" и появилось понятие греха.

Вспомним существующие тексты Бытия.
После истории с плодом от древа познания добра и зла, первый человек совершает следующее:
- Боится и скрывается от Создателя, совершив недозволенное - "Голос твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся" (Быт. 3: 10). В этот же момент появляется стыд (плод позволил увидеть себя).
- Переносит вину на жену и Cоздателя - "Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел." (Быт. 3: 11).
Далее происходят наказания. Адам и Ева изгоняются из рая.
Позже рождаются Каин и Авель.
"Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его." (Быт. 4: 3,4,5).
Каин в своем жертвоприношении отражает свое небрежение Создателю (он не старался в выборе даров). У Каина появляется зависть к брату.
"И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним." (Быт. 4: 6,7).
Здесь появляется понятие греха.
Каин не внемлет словам Создателя и совершает убийство брата. На вопрос Создателя о том, где его брат, он отвечает:
"Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?" (Быт. 4: 9).
Т.е. Каин открыто лжет. После чего он уходит от Создателя.
В дальнейшем происходит разочарование Создателя в людях и потоп, в котором выживает наиболее праведный Ной и те, кого он выбрал.
Позже Ной проклинает сына Хама (Ханаана), обрекая его быть рабом рабов у своих братьев за то, что тот не только посмел войти и видеть его наготу в шатре, но и осмеял это перед братьями.
Наказание несет сын Хама - для утяжеления наказания его отца.
Здесь появляется понятие рабства и связывается с грехом.
Также можно увидеть связь этой наготы со стыдом наготы в раю.

Учитывая, что Создатель - всевидящий, он должен был знать об искусителе. Более того, можно предположить, что он позволил быть происходящему. Тем более события с Адамом и Евой похожи на своеобразное испытание.
Сама по себе концепция греха чаще всего связана с неосознанными и незрелыми действиями людей, неконтролирующих свою лимбическую систему и неспособными отстраненно оценить последствия собственных действий. Не обладающих достаточной волей для этих действий. В этом смысле змей - та древняя животная часть в человеке, что способна обрести полный контроль над ним. В этом смысле - он всегда ниже человеческого и его возможно убить "головой" (или "в голову", как указано в текстах).
Интересно, что в некоторых философиях грех - это напрасная трата человеческого времени и сил (например, оно может описываться как истечение энергии через органы чувств, которые вниманием направлены на "пустое" и бесполезное).
Сам по себе грех почти всегда присутствует в жизни человека и истории человечества. Отражает длительную борьбу за обретение полноценного контроля над собой и является своеобразным тестом человеческой зрелости.

Обратимся к иному срезу текстов.
Те, кто помнят свое детство, наблюдали за взрослением собственных или чужих детей - видели то, как дети постепенно осваивают понятия приемлемого и неприемлемого поведения.
На ранних стадиях развития ребенок учится отделять себя от окружающего и происходит зарождение самосознания.
Позже он начинает действовать под присмотром родителей. Здесь уже его поощрают за хорошие действия и ограничивают или наказывают за неприемлемые.
С появлением самостоятельности, дети могут совершить что-то непотребное. После понимания совершенного - они или стыдяться этого (с поникшим лицом) или лгут или переносят свою вину на кого-то другого или даже что-то неодушевленное и прочее.
Узнав о совершенном, чтобы понять мотивацию и внутренние взаимосвязи в мыслях ребенка, родители часто спрашивают его о содеянном, словно не знают о нем.
Т.о. можно предположить, что в Бытие мы можем видеть своеобразный архетипический паттерн поведения детей относительно родителей, прародителей, наставников. Причем этот паттерн учитывает взросление ребенка, отчуждение от своей семьи и так далее. Также в нем можно увидеть идеализированный архетипический паттерн поведения для родителей в лице Создателя и праведных старцев (его проводников).
Можно видеть, что книга Бытия и последующее становится своеобразным авторитетным источником для обучения, содержащим основные модели человеческого поведения в разных жизненных ситуациях и на разных этапах развития (с привязкой к действительным историческим событиям, оценкой этого поведения и отражением его следствий). В то же время и программируя, в какой-то сепени, человека (еще не знакомого с такими моделями) на соответствие этим моделям. Структурируя типичное поведение людей тем сильнее, чем в более раннем возрасте это прочитано и чем более на этом акцентировано внимание.
Можно сказать, что эта книга - как отражает типичное и архитепичное поведение людей, так и проецирует на него все это, становясь чем-то вроде "человеческой матрицы".

riseage

Previous post Next post
Up