Арсений Авраамов!
Этот дядька (донской, кстати, казак) жОстко гнобил темперированый строй, система семи нот была врагом ему номер один, развитие темперации считал "походом музыки в тупик".
И Баха поэтому звал "величайшим преступником перед лицом истории, затормозившим на два века логическую эволюцию звукосозерцания, искалечившим слух миллионам людей".
Но не пустословил. Много работал над синтетической музыкой, создал СМЫЧКОВЫЙ ПОЛИХОРД - инструмент, играющий в сплошном звукоряде.
А пианинки (вот сцк:))) обзывал "интернациональной балалайкой с педалями":)))) Луначарскому подал проект об уничтожении всех роялей в стране.
Хотя на клавишах и сам играл. Граблями:) Перед Комиссией Наркомпроса:) Мариенгоф потом говорил: "У них у всех довольно быстро разболелись головы. Они жрали пирамидон, как лошади».
Но вот что кажется мне непонятным. Сколько замечательных людей работало (и работает) над созданием ультрахроматической музыки, музыки в натуральном строе, а если, скажем, набрать в поисковике "музыка натуральный лад", то выскочат одни статейки вместо архивов с записями. Знаю, что записи эти есть, но не вижу распространения.
Думаю, проблема не в сложности инструментов, а в мозге в нашем, в привычке к равномерной темперации.
Привыкли?