25 и 26 июля 1923 г. на страницах газеты «Советская правда» неизвестным автором под псевдонимом «Механик» был опубликован весьма занятный материал «Будущий Челябинск», посвященный современному облику города и тому, в какую сторону он должен измениться в будущем. Интересно сравнить в плане того, что было, а что стало, и стало ли лучше. Впрочем, читайте сами, ниже приводим эту публикацию полностью (орфография оригинала сохранена).
I. Город-садПлохая аттестация
Попался нам на днях старый «Путеводитель по Уралу».
Читаем: «В Челябинске поражает отсутствие зелени и садов. Летом по улицам носятся клубы пыли, весною и осенью - невылазная грязь»…
Так писалось пятнадцать лет тому назад.
Стало ли лучше? Замощены несколько улиц, появился маленький сквер…
Но - вырублены лески у элеватора и с восточной стороны города…
Попорчен городской лес.
Будет ли развиваться город?
Находясь в преддверии Сибири, в узле ж. д., рядом с богатыми угольными копями и заводами Урала, город не может умереть - он будет развиваться, его рост сейчас трудно и предвидеть…
Может ли развивающийся город, будущий экономический центр Южного Зауралья, оставаться в таком виде, когда все население живет в клубах пыли…
Так могло быть прежде, когда «отцы» города могли выезжать на дачи.
Но так не должно быть теперь. Каждый житель имеет право на клочок зелени и чистый воздух.
Что нужно, чтобы начать дело? Средства?
Нет.
Только ясное понимание основных задач развития города и хорошо продуманный, твердый, раз и навсегда намеченный план.
План
В губмузее можно видеть старый план урегулирования города. Город имел узкие кривые улицы. На плане он разбит на правильные квадраты. Это выполнено. Прямые улицы, по которым мы ходим, - результат этого плана. Так понимали задачу благоустройства прежде. Но это не все.
На плане забыто очень важное. Это - насаждения. Сады - легкие, через которые дышит город. Это места, где растет его молодое поколение.
Чахоточный человек с разрушенными легкими - умирает. Город, лишенный садов, тоже - чахоточный, он задыхается в своей пыли. Раз насаждений нет, их нужно создать - это первая часть плана.
Насаждения
Не нужно садить сейчас, когда нет денег. Но сейчас можно решить, где будут сады, и сберечь эти места от застройки.
Начнем с центра города - Рабоче-Крестьянской улицы.
Рабоче-Крестьянский бульвар
Если встать у Нардома и посмотреть вниз, можно увидеть, как плавно-красиво спускается улица к р. Миассу. Но ни единого деревца. Ни одного яркого пятна, на котором мог бы остановиться глаз… Представьте себе, что улица расширена и в середине ее, между двумя рядами деревьев, тянется полоска зеленого луга, на котором там и сям пестреют цветники и статуи. Это то, что называется эспланадой и имеется в каждом, даже захолустном, городишке Финляндии.
А деньги? Их не надо. Сейчас требуется только решить, что так будет и прочертить на плане города, вдоль восточной стороны улицы, красную черту урегулирования, расширяющую улицу до 20 саженей.
Это значит, что, когда существующие строения придут в ветхость, новые дома должны отступить за эту черту, уступая место новому «Рабоче-Крестьянскому бульвару».
В некоторых местах расширение можно провести сейчас.
У сгоревшего дома у моста, на Соборной площади, у нового сквера.
Новый мост, во всяком случае, следует строить по оси уже расширенной улицы.
Нижний сад
За мостом, на берегу реки, ширится огромная, пыльная, грязная базарная площадь, делящая город на две оторванные половины.
Такой антисанитарной пустыне здесь не место. По берегу Миасса должен быть разбит «Нижний сад».
Мостиком он соединится с садом на острове.
От Заречной части его должен отделять небольшой канал, принимающий в себя избыток воды при разливах.
Это можно сделать.
Решитесь только не застраивать базарную площадь и назначьте к сносу, по изветшании, те несколько строений, что между мостом и аптекой.
Базар следует перевести на бывш. Троицкую площадь, хотя вообще он должен быть в крытом помещении.
Центральная площадь
Если смотреть с моста вверх по Рабоче-Крестьянской ул., становится досадным, что улица, подымаясь вверх, ничем не заканчивается.
Невольно просится в конце ее, на горе, здание с колоннами, как ключ - гвоздь улицы.
Будущий «Рабоче-Крестьянский бульвар» должен заканчиваться полукруглой площадью, окаймленной монументальными зданиями.
В середине - здание нового Городского театра, видимое со всей Рабоче-Крестьянской улицы. Справа - здание Губисполкома, слева - здание Губернских учреждений. Между ними - лучом расходящиеся улицы.
Верхний сад
Между новыми зданиями и костелом разбивается «Верхний сад», сливающийся с кладбищем (упраздняемым) и Городским садом в один обширный парк.
Западный парк
Городской лес охраняется от дальнейших порубок. Каменоломни превращаются в место прогулок, и все место, лучшее в городе, становится «Западным парком».
Восточный сад
Улицей Коммуны, обсаживаемой деревьями, - они уже есть в нескольких местах, Западный парк соединяется с «Центральным сквером» - соединенными старым и новым скверами (здание, их разъединяющее, сносится), и дальше, с Восточным садом, на пустыре у Восточного бульвара, и дальше до Пермской ж. д.
Таким образом, город будет заключен между четырьмя участками зелени, связанными между собой крест на крест бульварами - Рабоче-Крестьянским и Коммуны.
Только план
Не нужно производить все это сразу. Все может ждать.
Надо иметь план и знать, что где будет хотя бы через десять лет. Если нельзя улучшать сразу, то нужно охранять от порчи, от необдуманной застройки…
Еще зелени
В городе есть и сейчас бульвары… без единого дерева… Есть широкие улицы - Цвиллинга и другие. Были попытки садить деревья у отдельных домов. Многие хорошо принялись.
Надо поощрять эти посадки, учить, как садить и охранять деревья. Надо организовать питомник, делать скидки в обложении тем владениям, которые имеют деревья. Помимо здоровья, красоты, создается надежная защита от пожаров. Все это может быть организовано сейчас.
Источник: Будущий Челябинск // Советская правда. - 1923. - 25 июля (№ 166). - С. 2.
II. Все близко и удобноПути сообщения
Железная дорога, сделавшая Челябинск узловым городом, сыграла с ним плохую шутку.
Станция была построена далеко. Город стал тянуться к ней и разбился на две части: «город» и «станцию», находящиеся между собой в натянутых отношениях - с пустырями между ними.
Мы еще можем мириться с этой оторванностью… Но нашим детям придется искать соединения.
Сперва город должен подойти к станции.
Затем - станция к городу.
Город к станции
В данное время мы еще не доросли до трамвая, об этом свидетельствуют те колесницы, которые изредка курсируют между станцией и мостом.
Но, когда город разрастется, когда с постройкой новых электрических станций подешевеет ток, трамвай будет очередной задачей. Не каждый может разъезжать на лошадях, нужно дешевое сообщение.
Городу нужна продольная линия. Поперечные еще не скоро понадобятся.
Линия должна начаться за мостом, в Заречной части, идти по Рабоче-Крестьянской ул. до станции.
Это первая очередь. Затем линия должна быть продолжена мимо завода Колющенко, под путепроводом, до озера Смолино.
Должен быть создан выход для города к «Челябинскому морю» - Смолину. Каждый житель, каждый рабочий должен иметь возможность дешево и быстро проехать на пляж озера.
Следует оценить эту драгоценность города, которая во всяком городке Западной Европы превратилась бы в рекламируемый курорт.
И пока трамвай еще в мечтах, немедленно принять меры к охране озера, объявив его берега заповедными.
А то на берегах его может появиться население, построятся заводы и озеро будет залито стоками.
Станция к городу
Но настанет момент, когда и станцию нужно будет приблизить к городу.
Когда будет построена проектируемая линия Челябинск-Синарская, когда будет переделан на электрическую тягу перевал через Урал, а линия Полетаево-Орск превратится в магистраль Челябинск-Царицын-Новороссийск - явится выход Сибири к Черному морю.
Явится необходимость окружить город рельсовым кольцом и приблизить станцию к городу.
Челябинск и сейчас окружен жел. дорогой почти со всех сторон. С востока и севера - Пермской ж. дорогой, с запада - Архиповской веткой.
Замкнув кольцо, перекинув мост выше города и соединив Архиповскую ветку с Пермской ж. дорогой, и получим кольцо. На нем должны быть построены станции - около дома заключения, за Пермским мостом и у элеватора.
Поезд, подходящий к Челябинску, будет идти по кольцу, высаживая пассажиров там, где им удобнее.
К этому должна быть присоединена прямая ветка город-копи, уже уложенная до 2 версты.
Частые поезда соединят Челябинск с заводами, которые возникнут на копях, у дешевого топлива, давая возможность рабочим быстро и дешево попадать в город.
Это будет, может быть, не скоро, но это надо предвидеть и оставить место для путей и станций.
Расширение города
Город не будет оставаться, как он есть. Он растет.
Каждый год прибавляются новые хибарки на окраинах, слепленные кропотливым трудом…
Это первые ласточки… На смену им придут настоящие деревянные, а потом и каменные дома.
Рост города не должен идти стихийно, без плана. За наши промахи будут платиться дети за копейку-рублем. Москва и сейчас бьется и страдает в тех тисках, которые созданы промахами прежних поколений, в ее узких и кривых улицах. Пора изжить прежние «рабочие окраины».
Должен быть составлен план застройки всех прилегающих к городу пустырей.
Отвод мест должен производиться не самочинно, а согласно плана застройки.
Составление его - не простая задача. Недостаточно нарубить квадраты, как шахматную доску. Улицы следует разбивать применительно к местности, к существующим привычным путям, сообразуясь с удобством проезда по всем главным направлениям.
Оставлять достаточно места для садов и зелени.
Застройка самих участков не должна быть сплошной. Перед домами должны оставаться палисадники.
Только таким путем мы можем привести наши окраины, наши рабочие кварталы, к тому идеалу, который называется «Город-сад».
И тут надо начать с малого…
Канализация
Сейчас город живет на своих нечистотах. Часть их увозится, остальная уходит в землю, пропитывая ее все более и более. Кое-где свободно направляются в реку.
За границей, да и у нас, в некоторых городах, устроена канализация. По улицам проложены трубы, собирающие стоки и уводящие их в одно место - за город.
Придется сделать это и у нас.
Местность Челябинска холмистая, вода будет стекать легко, и стоимость будет меньше, чем в других местах.
Постройка канализации удешевит удаление нечистот, оздоровит город.
Строить будем, когда будут средства. Сейчас следует наметить общий план, чтобы знать, где будут уложены трубы, где будет очистка, выпуск и т. д.
А то произойдет то, что на том месте, где намечается труба, проложен трамвай или электрический кабель. Место для очистки застроили. Так случалось и в столицах…
Водопровод
Надо подумать и о водопроводе. К счастью, он у нас есть… Но это не значит, что можно спать спокойно…
Две машины работают, выбиваясь из сил. Смены нет. Спасибо немцам, что поставили хорошие… не сдают. А то наплакались бы без воды.
Фильтр мал и не справляется с задачей.
Необходимо составить план расширения водопровода, прокладки новых труб в рабочие кварталы. Нужно, чтобы жители перестали брать воду из реки и зараженных колодцев…
Нужно поставить новые машины.
Вместо фильтра попытаться брать воду не из реки, а из трещиноватых гранитов.
На берегу устроив колодцы.
Это мнение профессора-гидрогеолога Клера…
И многое другое
Многое еще должно войти в план благоустройства. Взять хотя бы мусор…
Его сжигают в печах, да получают пар…
Все это должно быть предусмотрено в плане благоустройства города. Хозяин города должен отчетливо знать, когда, где и что у него будет.
Как железнодорожник - расписание поездов.
Источник: Будущий Челябинск // Советская правда. - 1923. - 26 июля (№ 167). - С. 2.
В заключение хочется от себя добавить: во многих моментах автор словно в воду глядел…