Пару недель назад на одном популярном интернет-аукционе появилась фотография под названием «Групповое фото. Дамский коллектив. 20-е годы, Челябинск». Никаких надписей на оборотной стороне снимка нет, поэтому исходя из чего продавец определил местом съемки именно Челябинск, было неясно.
Поначалу меня заинтересовали не столько запечатленные на фотографии люди, сколько фон. На заднем плане просматривается необычное сооружение - деревянная оркестровая раковина. Известно, что в Челябинске было как минимум две подобные конструкции: в Городском саду общественного собрания и на Саде-острове. В первом раковина для оркестра появилась в 1907 году, на Саде-острове - в 1911-м. Однако, сравнивая их изображения с выставленным снимком, становится понятно, что общего между ними мало, схожая только форма.
Стал приглядываться к людям на фото. Действительно, все запечатленные - женщины. Большинство лиц неприятные, а некоторые откровенно страшные. Две особы из всех выделяются довольно сильно - это дама в третьем ряду снизу (первая слева, в белой шляпке) и четвертая справа в первом ряду (в темном платке). Последнее лицо сразу показалось жутко знакомым. Хоть взгляд женщины и опущен вниз, но я узнал в ней Веру Александровну Мензенкампф! Благо, сравнить есть с чем - сохранились другие фотографии тех лет, где она в аналогичной темной косынке.
Если так, тогда на снимке с большой долей вероятности может быть запечатлена еще одна оркестровая раковина - в Саду близ железнодорожного клуба (в 1920-е годы и последующие десятилетия он известен как Клуб им. В. И. Ленина). Находился этот сквер вдоль бывшей ул. Клубной и располагался на том месте, где сейчас стоит здание № 173 по ул. Свободы. На планах железнодорожного хозяйства видно, что в 1903 году он еще только планировался, а в 1908-м уже отмечен как существующий. Номером 42 на обоих чертежах обозначено сохранившееся до настоящего времени дореволюционное здание училища (Свободы, 175).
Железнодорожный клуб был своего рода очагом культуры в привокзальной части Челябинска: здесь имелся зрительный зал на 360 мест, комната для карточной игры, бильярдный зал, буфет. Была своя самодеятельность, проводились балы, семейные и праздничные вечера, звучал лучший оркестр города под руководством Г. Д. Моргулиса. Приглашались и заезжие артисты, такие как актриса В. Ф. Комиссаржевская (1909), прима-балерина Мариинского театра О. И. Преображенская (1915) и пр. В 1920-х годах на сцене клуба ставили пьесы для детей Л. Н. Сейфуллина и В. П. Правдухин. Тогда же заведующей клубной библиотекой стала Вера Мензенкампф, проработав в ней несколько десятилетий. По воспоминаниям людей, лично знавших ее, образ героинь некоторых произведений (рассказ Инструктор «красного молодежа», 1923 и повесть Виринея, 1924) Лидия Сейфуллина позаимствовала именно с Веры Александровны.
Удивительное дело: семья Мензенкампф прямо-таки преследует меня уже не один год. Всех, кому интересна данная тема, адресую к нескольким предшествующим публикациям (
часть 1,
часть 2,
часть 3). Такое ощущение, что и это не конец. Что ж, будем ждать очередных приветов из прошлого.
UPD от 02.12.2020 года. Просматривая музейные фонды, случайно наткнулся на аналогичную фотографию со следующей атрибуцией: «1927 год, съезд делегаток Челябинского железнодорожного узла. Снято у ж. д. клуба им. Ленина».