Как я был сватом для 200-летней книги

Jan 31, 2020 12:15

Слово «сват», вынесенное в заголовок, не нужно воспринимать буквально. Смысл фразы станет понятен, если вникнуть в суть произошедшей истории. Посреди недели выпал шанс держать в руках роскошное издание, отпечатанное в 1819 году в Париже - это главы из «Энеиды» римского поэта Вергилия, жившего в I веке до нашей эры. Свои произведения он писал на латыни, на языке оригинала опубликована и данная книга.







Несмотря на солидный возраст (без малого 201 год), издание потрясающе сохранилось, не пожелтела даже бумага! При том, что она с водяными знаками - филигранями бумажной фабрики, ее изготовившей. Форзац и нахзац - это листы плотной мраморной бумаги ручной работы с причудливыми рисунками. На кожаном корешке - тиснение с растительным орнаментом, именем автора «Publii Virgilii Maronis» и номером тома «Opera III».










В издание включены с 5-й по 8-ю книги «Энеиды», с приложениями. «Энеида» - это эпос, воспевающий легендарное происхождение римского народа. Полное название книги, размещенное на титульном листе, очень длинное, оно помещается только в несколько строк.




В середине книжного блока вклеено ляссе - ленточка-закладка, предполагаю, что шелковая. Так что это не новомодное изобретение для дорогих подарочных изданий. Оно было известно в книгопечатании уже как минимум два века назад. Но меня впечатлило больше не это, а обрез блока, раскрашенный со всех сторон под мрамор, в один тон с форзацем и нахзацем.







Теперь касаемо истории о свате. Книгу мне дал один хороший знакомый для того, чтобы я ее показал коллекционеру старинных изданий. Можно сказать, устроил смотрины. Перед этим решил ее сфотографировать на память. Действительно, на цене сошлись и это произведение типографского искусства украсило коллекцию одного уважаемого в Челябинске библиофила.

Конечно, это не самое старое издание, которое доводилось так близко держать в руках. В декабре 2017 года в магазине на ул. Тимирязева я видел книгу на французском языке, напечатанную в Амстердаме в 1768 году. Непонятно, почему на ней стоят штампы библиотеки Челябинского политехнического института. Самое интересное, что позже нашелся пост с подробным обзором, написанный, очевидно, одним из ее предшествующих владельцев. Где это издание сейчас - осело в чьей-нибудь коллекции или же до сих пор продается - неизвестно.

артефакт, коллекция

Previous post Next post
Up