Один из грантов программы
"Книжное Красноярье" выиграл альбом петроглифов
"Наскальное искусство Среднего Енисея" Эта книга - итог многолетних исследований, проведённых под руководством Евгения Сергеевича Аннинского, заслуженного учителя РФ, ученого-археолога. Авторы подчеркивают, что данная работа появилась благодаря экспедиционной деятельности и самоотверженному труду многих людей, работавших в суровых полевых условиях. В работе с наскальными рисунками принимали активное участие сотни школьников, десятки учителей, водители, повара, врачи и просто любители древней истории.
В 2004 г. Евгений Сергеевич Анненский получил Президентский грант на подготовку и издание альбома наскальных рисунков. Ученый сравнивает эту работу со спасательными работами. Дело даже не в вандализме современных туристов. Многие из писаниц сейчас затоплены водами Красноярского водохранилища, некоторые на глубине до пяти метров. Когда вода отступает, ученые успевают снять со скалы оттиски. Это очень сложно и опасно - ведь многие петроглифы находятся на отвесных утесах, нависающих прямо над водой.
На подготовку и издание альбома ушло три года. Президентский грант весь ушел на подготовку издания. Альбом «Наскальное искусство Среднего Енисея» вышел тиражом 1500 экземпляров благодаря гранту «Книжное Красноярье».
В книгу-альбом вошли известные и недавно открытые петроглифы юга Красноярского края. Во вводной части кратко освещается история исследования древних памятников монументального искусства Среднего Енисея, а также обозначены цели и задачи работы. Раздел, посвященный становлению и развитию школьных археологических исследований, истории формирования коллекции, написан Е.С. Аннинским. Научный очерк, в котором дается характеристика основным направлениям наскального творчества, этапам развития древней художественной культуры и мировоззрения наших предков написал А.Л. Заика.
Основную часть книги составляет иллюстративный обзор информации о петроглифах Среднего Енисея. Он содержит большое количество репродукций с копий наскальных рисунков. Копии выполнены контактным способом путем эстампажа на микалентной бумаге и художественно оформлены на полотнах (холст, масло). Авторами эстампов являются А.Л. Заика, Б.А. Ампилогов, В.Ф. Капелько. Художественное оформление - Е.С. Аннинского. Художественная тонировка, отражая естественный цвет каменной основы, гармонично погружает зрителя в атмосферу этого своеобразного пласта древнего искусства. В научном плане этот способ позволяет контрастно "поднять" в камеральных условиях детали, слабо различимые, но существенные в ряде известных композиций.
Изобразительный материал сопровождается краткой аннотацией научного плана (место и время создания оригинала, описание изображений, имена исследователей, ссылки на научные источники).