Вот и отгуляли мы широкую Масленицу. Не было, наверное, ни одного населенного пункта, где бы не проходили в этот день народные гуляния. Уже не один год я слышала о том, как праздник отмечают в селе Сухобузимском, с которым связано имя нашего известнейшего земляка Василия Сурикова. Несколько лет назад здесь возродили традицию взятия снежного городка, которой посвящена одна из картин художника, сделав это своеобразным брендом, который из года в год становится все известнее. Увидеть это своими глазами было очень интересно. Сухобузимцы дорожат именем Сурикова, кроме ежегодного масленичного гуляния в селе проходят мероприятия, которые являются частью Суриковского фестиваля (январь-февраль).
Сухобузимское находится недалеко от Красноярска, всего в часе езды на автобусе. Мы были в составе экскурсионной группы, поэтому во время следования до села имели удовольствие слушать рассказ нашего экскурсовода Ивана Черкасова о Сурикове, его картинах, о самой масленице и традициях ее празднования в России и за рубежом.
В Сухобузимском первым пунктом посещения значился краеведческий музей. Расположенный в центре села, он находится на территории, примыкающей к площади, где было организовано народное гуляние. Видимо, в связи с праздником, сюда одна за одной шли группы, все было расписано по минутам, ни один зал не пустовал. Музей интересный, богатый на экспонаты. Нас, конечно же, интересовала экспозиция, посвященная Сурикову.
Именно так могла бы выглядеть Троицкая церковь, главная достопримечательность Сухобузимского, но к сожалению, она не сохранилась. Только стены с пустыми глазницами окон (фото будет ниже).
Здесь хранятся могильные плиты с места упокоения местных купцов Матониных. Аверьян Косьмич Матонин родился в 1829 г. в д. Кекур, провел в нем самые ранние годы, навещал в зрелые, немалое количество средств было им пожертвовано на нужды деревни. На его средства были построены богадельня, часовня в деревне, а в Красноярске - первая телефонная станция (1863 г.).
На стенде представлен проект музейно-гостиничного комплекса, который мог бы помочь развитию села, туризма, но так пока и остался проектом. И в храме работ не заметно никаких.
Реконструкция усадьбы Суриковых. Сам дом располагался в селе по ул. Калинина (современное, конечно же, название), на сегодняшний день не сохранился. Макет изготовлен учащимися Высотинской средней школы.
Уроженцем села является и Леонид Александрович Чернышев, архитектор, автор многих известных в Красноярске зданий, в том числе Краеведческого музея. Его имя также упоминается в связи с Суриковым, ведь они были знакомы и Суриков следил за творчеством Чернышева.
На фото слева: эскизы Чернышева; справа: фотографии семьи Суриковых.
А вот такой запечатлена семья Суриковых на художественном полотне.
В комнате, смежной с залом Сурикова, представлен крестьянский быт. Все экспонаты собраны жителями села.
А дальше выдвигаемся на площадь. Совсем скоро начнется главное действо, ради которого мы сюда приехали, взятие снежного городка. Приезжих здесь, наверное, даже больше чем самих жителей, но места хватает всем. И для детей организованы площадки, и традиционные шашлыки, и ярмарка мастеров, и даже две сцены для выступлений. Пока на главной выступают творческие коллективы, на второй сцене, поменьше, проводился конкурс частушек и песен про весну.
Несть числа было пирогам, пирожкам, булочкам и блинам, конечно же.
А подавали их в некоторых местах весьма колоритные Бабки-Ежки...
А вот что я увидела первый раз - уличный кукольный театр, знаменитый Петрушка развлекал зрителей всех возрастов.
Место для фотографий, как я полагаю. Чтоб сразу в санях.
Кусочек советского прошлого.
Напротив главной сцены, среди гуляющей толпы, углядели такой памятник: памятный камень, установленный в честь 150-летия со дня рождения В. И. Сурикова. Как заметил наш экскурсовод Иван Алексеевич, многие путают место рождения Сурикова, считая, что это именно Сухобузимское, хотя, как известно, родился он в Красноярске, а в селе провел несколько лет до поступления в школу.
А вот и крепость. Снежный городок. На картине Сурикова это все происходит совершенно инача: всадник берет приступом снежную крепость, стараясь ее разрушить. Здесь все имеет немного другой формат. На снежной крепости располагаются ее защитники, которые должны не допустить, чтобы кто-либо из отряда нападающих попал на нее. Кстати, видите зеленый флаг - нападающим потребуется его снять и установить свой. Все будет происходить в несколько этапов, что вызвано в первую очередь тем, чтобы сделать действо более зрелищным. Само взятие можно было бы уложить минут в 5, наверное :)
Из развлечений также представлены катание в санях и поднятие на воздушном шаре.
На крепость поднимаются ее защитники.
Но прежде чем дойдет до взятия крепости, нам еще предстоит увидеть бои: стенка на стенку и на кулаках. Их покажут енисейские казаки, грозный атаман которых не один раз упомянул о плетке, как способе наказания за излишнее усердие в бою. Казаки приветствуют зрителей и получают знамя.
Стенка на стенку. По счету командующего казаки сходятся на середине и одна из команд должна "выдавить" другую на ее часть поля. Руки участников заняты, они сцеплены ими между собой, так и образуется стена.
Затем удалые казаки продемонстрировали бои стенка на стенку на кулаках. Бои были непродолжительные и, конечно же, больше показательные, но правила есть правила, и в запале наверняка можно нанести травму другому. Об этом все участники были предупреждены и в очередной раз "напуганы" нагайкой.
Наконец казаки разогрелись и пошли на штурм крепости. Защитники сталкивали нападающих, сыпали на них снег, а те отступали, унося с собой шапки и обувь защитников. В перерывах, ведущий возвращал это добро и комментировал происходящее. Оказывается, казаки пошли на хитрость: она стали "забрасывать" своих наиболее легких соратников на крепость.
И вот крепость взята (с третьей попытки), меняются флаги на главной башенке. И защитники городка, и нападающие просят прощения друг у друга, обмениваются рукопожатиями. Теперь все готово к тому, чтобы сжигать Масленицу.
Главному событию предшествует широкий хоровод вокруг фигуры Масленицы под веселую музыку. К ней подносят огонь, и буквально несколько секунд - и она пылает, прогоняя зиму.
Все, праздник окончен.
Конечно, чтобы познакомиться с самим Сухобузимским, надо приезжать в другое время. Возможности пройтись и посмотреть на удивительные дома, которые мы заметили из окна автобуса, не было. Да и Троицкую церковь посмотреть вблизи удалось только так, через головы людей.
Вот уж чего не удалось приобрести - так это памятный магнит. Все-таки большинство мастеров, кто продавал свои товары на ярмарке, были красноярские, и магниты у них тоже были почему-то именно красноярские. Мне потом сказали, что искомое было в музее, но было уже поздно. А вот блины, купленные в торговом ряду, были вкусные. Поэтому, думаю, съездить в Сухобузимское на Масленицу, все-таки стоит. Это одна из тех точек на карте Красноярского края, где есть на что посмотреть и чему удивиться. Ведь как говорится: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.